Введение. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины. В соответствии с планами экономического и со­циального развития СССР постоянно расширяется строительство крупных про­мышленных комплексов, городов и сельских населенных мест, различного рода сооружений и жилых домов. Успешное решение этих задач обусловливает повы­шение требований к инженерно-геодезическому обеспечению строительства, к качеству геодезической подготовки инженеров-строителей.

Инженерно-геодезические работы, как неотъемлемая часть технологического процесса строительства, широко применяются при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений. Современная планировка и застройка го­родских и сельских населенных мест, проектирование и строительство промыш­ленных сооружений и жилых зданий, ускоренное развитие трубопроводного транспорта и т. п. требуют проведения целого комплекса геодезических работ. Особую актуальность инженерно-геодезические работы приобретают в сельско­хозяйственном строительстве в связи с реализацией Продовольственной програм­мы СССР.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате изучения инже­нерной геодезии, определяются в соответствии с квалификационными характе­ристиками инженера-строителя и потребностями строительного производства следующим образом.

Студент должен знать: теоретические и практические основы современных методов топографо-геодезических изысканий площадок.и трасс, геодезического обеспечения проектирования сооружений, выполнения геодезических разбивочных работ, геодезического контроля монтажа конструкций в процессе строительства и эксплуатации сооружения.

Студент должен уметь: квалифицированно использовать топографо-геоде-зические материалы для решения различных проектно-изыскательских задач; пользоваться основными геодезическими приборами, применяемыми на стройке; самостоятельно проводить несложные геодезические измерения и топографиче­ские съемки небольших участков, отводимых под строительство; выполнять гео­дезические разбивочные работы на строительной площадке и нивелирные рабо­ты по трассам сооружений линейного типа; осуществлять геодезический контроль геометрической точности строительно-монтажных работ.

Связь инженерной геодезии с другими дисциплинами учебного плана. Изу­чение инженерной геодезии организуется с учетом того, что эта учебная дисцип­лина достаточно тесно связана с другими дисциплинами учебного плана. Инже­нерная геодезия опирается на математику и физику, тесно связана с вычислитель­ной техникой. Современные геодезические средства измерений созданы на основе новейших достижений физики, точной механики, радиоэлектроники; в практику инженерно-геодезических работ внедряются светодальномеры и радиодальноме­ры, лазерные приборы, новые типы теодолитов и нивелиров; много внимания уделяется вопросам автоматизации наземных и камеральных топографо-геодези­ческих работ; в практику изыскательских работ для строительства внедряются аэрокосмические и фотогеодезические методы.

В соответствии с принципом непрерывной математической подготовки сту­дентов при изучении инженерной геодезии, с одной стороны, используются зна­ния, полученные студентами при изучении высшей математики, в частности разделов — дифференцирование функций и теория вероятностей, с другой сторо­ны, обеспечивается практическое применение и закрепление этих знаний при вы­полнении инженерных расчетов, связанных с решением инженерно-геодезических задач.

В ходе изучения инженерной геодезии по возможности раскрываются связи этой дисциплины с другими специальными дисциплинами учебного плана, пути использования знания инженерной геодезии при разработке курсовых работ и дипломных проектов.

Структура и порядок изучения дисциплины. В основу изучения дисциплины положена действующая типовая учебная программа.

Программа состоит из двух частей: общей и специальной.

Общая часть содержит темы, раскрывающие общие принципиальные ос­новы и методы инженерной геодезии: сведения о фигуре Земли и системах коор­динат; ориентирование линий; топографические планы и карты; элементы теории погрешностей; геодезические измерения; геодезические сети; топографические съемки. Учебный материал этой части, но существу, представляет собой необхо­димый комплекс знаний, определений и понятий, на базе которых излагаются темы специальной части. Специальная часть содержит темы, имеющие принципиальное значение для всех видов строительства: инженерно-геодезиче­ские изыскания; инженерно-геодезическое проектирование; геодезические разби­вочные работы; геодезические наблюдения за смещениями и деформациями со­оружений (их изучают студенты всех специальностей). Включены также темы, раскрывающие специальные применения инженерной геодезии при обеспечении конкретных видов строительства (изучение этих тем предусматривается в соот­ветствии со специальностью и наиболее эффективно в комплексе со специальны­ми дисциплинами).

Студенты-заочники изучают инженерную геодезию, слушая лекции и выпол­няя лабораторные работы в период лабораторно-экзаменационных сессий, само­стоятельно изучая учебную литературу, выполняя контрольные работы по инди­видуальным заданиям и указаниям, приводимым в рецензиях на эти работы, а также с помощью устных и письменных консультаций.

В лекциях по инженерной геодезии, читаемых студентам-заочникам, освеща­ются узловые вопросы теории, принципы и схемы вывода основных формул, их значение и практическое применение, выделяется наиболее трудный для усвоения учебный материал, излагаются вопросы программы, которые не нашли должного отражения в учебной литературе, даются методические указания по самостоятель­ному изучению.учебной литературы, способствующие целостному восприятию и глубокому пониманию учебного материала и своевременному выполнению конт­рольных работ.

Студенты-заочники в обязательном порядке выполняют следующие лаборатор­ные работы: ознакомление с основными геодезическими приборами и работа с ни­ми; решение задач на топографических планах (картах); решение задач по тео­рии погрешностей; расчет разбивочных элементов и составление разбивочных чер­тежей; геодезические расчеты при проектировании вертикальной планировки, составление картограммы земляных работ; решение задач по аэрофотоснимкам. Лабораторные работы выполняются в соответствии с индивидуальными задания­ми; результаты выполнения работ оформляются в отдельной тетради и предъяв­ляются преподавателю после окончания работ, на зачете и экзамене.

Задания и методические указания по лабораторным работам составляют вузы в зависимости от специальности и имеющегося оборудования.

В процессе изучения курса студенты-заочники выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензи­рования в установленные вузом сроки.

По дисциплине предусмотрены один курсовой зачет и один экзамен. На заче­те и экзамене предъявляются: зачтенные контрольные работы с рецензиями; тет­ради с результатами выполнения всех лабораторных работ.

В методических указаниях приведены общие рекомендации по изучению инже­нерной геодезии студентами-заочниками; основные вопросы, раскрывающие содер­жание тем в соответствии с действующей типовой программой курса; указания по изучению отдельных тем курса, которые дополнены вопросами для самостоятель­ной работы; контрольные задания по основным темам курса и краткие пояснения к выполнению этих заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: