Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции

На общие затраты на производство продукции влияет ряд факторов: изменение себестоимости единицы продукции, цены единицы продукции и цены на сырьевые ресурсы и изменение тарифов на перевозки, изменение объема и ассортимента выпускаемой продукции. Общее влияние всех этих факторов можно выразить в виде произведения взаимосвязанных индексов:

(7.31)

∆z ∆Q ∆p

На основе полученной взаимосвязи факторов можно найти абсолютное изменение затрат под влиянием этих факторов:

(7.32)

При использовании сопоставимых плановых цен для изучения динамики затрат на рубль товарной продукции будет учтено только влияние двух факторов – это изменение себестоимости и объема выпуска:

(7.33)

∆z ∆Q

Тема 8. Статистика финансовых результатов

8.1. Понятие прибыли и рентабельности продукции

Систему конечных финансовых результатов фирм образуют показатели формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности. Прибыль – абсолютный эффект или конечный результат всей производственной деятельности предприятия, который характеризует его стабильность и экономическую самостоятельность. При этом используется система показателей прибыли (убытка), существенно различающихся по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всех расчётов служит балансовая прибыль – это основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения определяется расчётный показатель – валовая прибыль, а на его основе – прибыль, облагаемая налогом, т.е. облагаемая прибыль. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Рентабельность – относительный показатель, характеризующий финансовые результаты предприятия.

8.2. Статистический анализ прибыли

Как правило, в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации продукции, поэтому большое внимание в процессе анализа уделяется исследованию факторов изменения именно этого показателя. Рассмотрим влияние каждого фактора:

1. Увеличение или уменьшение объема реализованной продукции и изменение уровня прибыли каждого вида продукции (П):

(8.1)

2. Влияние цены (р) и себестоимости (Z) единицы продукции (8.2)

Во второй скобке снижение себестоимости увеличивает прибыль, поэтому из планового значения вычисляется фактическое.

3. Влияние физического объема реализации продукции на прибыль можно получить путем умножения коэффициента прироста объема реализованной продукции на плановый размер прибыли, а влияние ассортиментных сдвигов – путем умножения разности прибыли, приходящейся на единицу реализованной продукции на объем реализованной продукции:

(8.3)

Изменение физического объема Изменение ассортимента

Сальдовый метод анализа прибыли от реализации товарной продукции учитывает влияние следующих факторов:

- Изменение цены единицы продукции;

- Изменение себестоимости единицы продукции;

- Изменение объема.

(8.4)

8.3. Статистический анализ рентабельности

Анализируя прибыльность предприятия используют показатели рентабельности, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат.

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их обычно стоит одна из трех величин: прибыль от реализации (Пр), балансовая прибыль (Пб) или чистая прибыль (Пч). В знаменателе - один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал, акционерный капитал и др.

Чаще всего анализ рентабельности проводится по показателям:

- рентабельности производства (общей рентабельности), рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала;

(8.5)

- рентабельности продукции, рассчитанной как отношение прибыли от реализации продукции к общим затратам.

(8.6)

При факторном анализе рентабельности предприятия уровень рентабельности предприятия может быть представлен как произведение взаимосвязанных показателей:

(8.7)

Коэф-т оборота основных фондов(а)

Рентабельность продукции (б)

Коэф-т балансовой прибыли (в)

(8.8)

Более обоснованные выводы о влиянии производственных фондов можно получить с помощью многофакторных индексных экономико-математических моделей, в которых в качестве факторов выступают объем, состав, показатели использования основного и оборотного капитала.

Рассмотрим один из возможных методов. Преобразуем формулу расчета общей рентабельности, разделив числитель и знаменатель на величину выручки от реализации продукции (pQ):

(8.9)

где: Фё – фондоёмкость; Кз – коэффициент закрепления оборотных средств; Фо - фондоотдача; Коб – коэффициент оборачиваемости.

Для характеристики уровня рентабельности по группам предприятий используются индексы рентабельности переменного состава, фиксированного состава и структурных сдвигов.

Например, - средняя рентабельность по группам предприятий в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 7% в результате изменения рентабельности каждого предприятия и доли стоимости основных фондов и оборотных средств в общей стоимости по совокупности предприятия.

Контрольные вопросы

1. Задачи статистики финансовых результатов.

2. Понятие финансовых ресурсов предприятия.

3. Понятие прибыли. Виды прибыли.

4. Влияние каких факторов учитывает сальдовый метод анализа прибыли от реализации товарной продукции?

5. Что отражает рентабельность. Виды рентабельности. Формулы расчёта.

6. Формула для определения абсолютного прироста рентабельности, вызванного изменением основного капитала.

7. Из какой прибыли, согласно законодательству РФ о налогах на прибыль, производятся обязательные платежи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: