Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Осуществляют и координируют эту работу Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеет Бюджетное послание Президента РФ, для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — основные направления бюджетной и налоговой политики на соответствующей территории на очередной финансовый год.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (отношение темпа роста цен — декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).
Для составления проекта бюджета необходимы определенные сведения, к которым относятся данные:
• о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из
бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
|
|
• видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной
системы РФ на другой;
• нормативах финансовых затрат на предоставление государственных
или муниципальных услуг, и др.
До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов.
Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития территории. Его разрабатывают на основе имеющихся данных и прогноза социально-экономического развития территории. Прогноз предшествует составлению проекта бюджета, основными его показателями являются: индекс потребительских цен; ВВП; объемы промышленной продукции, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, импорта и экспорта, платных услуг населению; среднемесячная заработная плата; уровень прожиточного минимума; численность безработных; другие показатели.
Реализация среднесрочных программ экономического развития требует расширения горизонтов бюджетного планирования на основе внедрения темы перспективного финансового планирования.
Перспективный финансовый план (ПФП) — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП разрабатывают в целях:
• информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
|
|
• комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
• выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
В настоящее время все большую значимость в процессе разработки проектов бюджетов получают государственные программы.
Государственная программа— увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета:
• общий объем доходов и расходов, дефицит (профицит) бюджета;
• прогнозируемые доходы по подразделениям бюджетной классификации доходов бюджетов РФ;
• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
• расходы бюджета по подразделениям функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий —по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;
• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть определены источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Это понятие определяет методы распределения и собственно распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных утвержденных плановых результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами, определенными для указанных отраслей, и в пределах прогнозируемых на среднесрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Цель внедрения БОР в рамках среднесрочного финансового планирования заключается в повышении эффективности управления государственными (муниципальными) финансами, бюджетными потоками в субъектах РФ.