Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива орга­нов исполнительной власти. Осуществляют и координируют эту работу Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Концептуальное значение для составления проекта федерального бюд­жета имеет Бюджетное послание Президента РФ, для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — основные направления бюджетной и налоговой политики на соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления про­екта бюджета являются: объем и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (отношение темпа роста цен — декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).

Для составления проекта бюджета необходимы опреде­ленные сведения, к которым относятся данные:

• о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из
бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной
системы РФ на другой;

• нормативах финансовых затрат на предоставление государственных
или муниципальных услуг, и др.

До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития территории. Его разрабатывают на основе имеющихся данных и прогноза социально-экономического развития территории. Прогноз предшествует составлению проекта бюджета, основными его показателями являются: индекс потребительских цен; ВВП; объемы промышленной продукции, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, импорта и экспорта, плат­ных услуг населению; среднемесячная заработная плата; уровень прожи­точного минимума; численность безработных; другие показатели.

Реализация среднесрочных программ экономического развития требует расширения горизонтов бюджетного планирования на основе внедрения темы перспективного финансового планирования.

Перспективный финансовый план (ПФП) — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о про­гнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП разрабатывают в целях:

• информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

• комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

• выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

В настоящее время все большую значимость в процессе разработки проектов бюджетов получают государственные программы.

Государственная программа— увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, организаци­онно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффектив­ное решение системных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны со­держаться следующие основные характеристики бюджета:

• общий объем доходов и расходов, дефицит (профицит) бюджета;

• прогнозируемые доходы по подразделениям бюджетной классификации доходов бюджетов РФ;

• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передава­емых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

• расходы бюджета по подразделениям функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий —по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;

• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть определены источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Это понятие определяет методы распределения и собственно распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зави­симости от достижения конкретных утвержденных плановых результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами, определенными для указанных отраслей, и в пределах прогнозируемых на среднесрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Цель внедрения БОР в рамках среднесрочного финансового планирования заключается в повышении эффективности управления государственными (муници­пальными) финансами, бюджетными потоками в субъектах РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: