Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв

На Декане в сер. VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторону Аравийского моря мешало государство Чалукьев. Княжество Чалукьев в VII в. занимало юго-западную часть Декана, где находились основные порты, через которые Индия вела морскую торговлю с Западом. С VII в. между государствами Паллавов и Чалукьев шла непрерывная борьба. В ходе нее отдельные представители знати того и другого государства начали выступать против верховных правителей, что усиливало разорение и усобицы. В сер. VIII в. одному из представителей чалукийской знати – Дантидурге из рода Раштракутов удалось свергнуть династию Чалукьев. Раштракуты активно вмешивались в войны, шедшие на севере между Пратихарами и Палами. Однако в 973 г. Раштракуты были разбиты и династия Чалукьев восстановлена.

Между тем государство Паллавов слабело. Упадок его военной мощи начался еще с сер. VIII в. Это помогло временному усилению государства Пандиев. В к. IX в. войска Пандиев в союзе с Чолами выступили против Паллавов. Результатами войны воспользовались Чолы, ставшие основателями новой могущественной державы. Расцвет державы Чола падает на XI век. Войска Чолов ходили в Бенгалию и нанесли поражение Палам. Чолы, обладая морским флотом, совершали походы в Бирму, на Мальдивские острова и Цейлон. Военные походы требовали больших средств и приводили в конечном счете к описи земель, составлению земельных кадастров и увеличению налогового обложения. Чола практиковали строительство новых храмов и передачу им прав на сбор налогов. Это было еще одним путем укрепления центральной власти на местах. Города освобождались от подчинения самоуправляющимся территориям (наду) благодаря росту своих связей с купеческими гильдиями, ведшими торговлю по всей Южной Индии и имевшими торговые отношения с Юго-Восточной Азией и купцами Ближнего Востока.

В 1070 г. представитель Восточных Чалукьев унаследовал по женской линии также и чольский трон, и две династии т.о. слились. К началу XII в. держава Чола была сильнейшей во всей Южной Азии. Но в течение XII в. она потерпела несколько поражений и сузилась до размера незначительного княжества в районе Танджура. Восстановили свое государство Пандьи.

Т.о. на юге Индии, как и на севере, к концу XII в. продолжалась борьба различных государственных образований за гегемонию, что ослабляло Индию перед лицом новых завоевателей.

Во всех областях Индии, и в Южной в том числе, самоуправление отдельных деревень было реальным фактом. Деревенские собрания имели в своем распоряжении земли, которые могли дарить и продавать. Они имели денежный фонд, составленный из рент с общих земель, а также добровольных и принудительных взносов членов общины и других жителей деревни. Деревенское собрание выступало и как сборщик пошлин, и как банкир и ростовщик, и как свидетель или гарант чужого дарения, и как судебный орган, и как организатор самообороны.

Активны были и торговые корпорации, охватывавшие своей деятельностью многие города, вступавшие в соглашения с деревенскими и городскими самоуправляющимися общинами. Корпорации содержали значительные воинские контингенты, которые оказывали существенную помощь имперской армии во время войн.

Эти военные функции купеческих корпораций отразились и на социальном статусе купцов в феодальном обществе. Некоторые купцы юга получали привилегии пользоваться зонтиком, носилками, ездить на слонах, иметь дом в несколько этажей, иметь при воде украшенную арку, право жечь лампу в дневное время, право ступать по ковру и т.п.

Государства Индии стремились создать стройную административную систему, но смогли добиться лишь расширения общинной системы управления. В надписях некоторых династий – Палов, Чалукьев, Восточных Чалукьев – упоминается множество должностей, но лишь в виде безымянных списков, и остаются большие сомнения в реальном существовании разветвленного государственного аппарата.

В VIII-XIII вв. на территорию Декана и Юга распространяется система джаджмани, т.е. система несимметричного взаимного обслуживания землевладельческих, земледельческих и служебно-ремесленных каст, возникшая в Северной Индии еще в древности. Но в целом период XI-XII вв. рассматривают в истории Индии как период застоя и канун упадка индусской цивилизации и культуры.


[1] «Хахо» был не единственным термином для обозначения простонародья. В сер. VI в. появился термин «янъин» – «добрый люд».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: