Системы охлаждения

В процессе эксплуатации генераторов изоляция обмоток постепенно изнашивается. Причиной того является воздействие целого ряда факторов: загрязнение, увлажнение, окисление кислородом воздуха, воздействие электрического поля, динамических нагрузок и т.д. Но главной причиной старения изоляции является её нагрев: чем выше температура нагрева изоляции, тем быстрее она изнашивается, тем меньше срок её службы. Срок службы изоляции зависит от температуры нагрева и регламентируется ГОСТ.

Температура обмотки и стали статора контролируется с помощью температурных индикаторов, в качестве которых используются термосопротивления (обычно медные катушки). Они закладываются заводом изготовителем на дно паза (для измерения температуры стали) и между стержнями (для измерения температуры меди) в местах предполагаемого наибольшего нагрева машины. Показания температуры в этих местах замеряются с помощью логометра, устанавливаемого на тепловом щите турбины.

Температуру нагрева обмотки ротора измеряют косвенно — по методу изменения омического сопротивления обмотки при нагреве (с помощью амперметра и вольтметра в цепи возбуждения).

По способу подачи охлаждающего вещества к обмоткам статора и ротора существуют две системы охлаждения генераторов — косвенное (поверхностное) и непосредственное (форсированное) охлаждение.

При косвенном охлаждении охлаждающий газ (воздух или водород) с помощью вентиляторов, расположенных на роторе, подается внутрь генератора и прогоняется через воздушный зазор и вентиляционные каналы. При этом охлаждающий газ не соприкасается с проводниками обмоток статора и ротора, и тепло, выделяемое ими, передается охлаждающему газу через значительный «тепловой барьер» (изоляция обмоток и сталь зубцов).

При непосредственном охлаждении охлаждающее вещество (газ или жидкость) непосредственно соприкасается с проводниками обмоток генератора, минуя изоляцию и сталь зубцов.

В настоящее время выпускаются турбогенераторы с воздушным, водородным и жидкостным охлаждением.

Воздушное охлаждение. Существуют две системы воздушного охлаждения — проточная и замкнутая.

При проточном охлаждении холодный воздух забирается извне, прогоняется через генератор и затем выбрасывается в машинный зал. Эту систему охлаждения применяют редко и лишь в генераторах небольшой мощности (до 2 МВт), так как в этом случае через генератор проходит воздух, который загрязняет изоляцию обмоток статора и ротора, что в конечном счёте сокращает срок службы генератора.

При замкнутом охлаждении один и тот же объем воздуха циркулирует по замкнутому контуру. Нагретый в генераторе воздух, проходит через водяной воздухоохладитель и через камеру холодного воздуха вновь возвращается в генератор.

Восполнение потерь воздуха в результате утечек проводится в камере холодного воздуха через двойные масляные фильтры.

У генераторов с воздушным охлаждением предусматривается устройство для тушения пожара водой.

В настоящее время выпускают турбогенераторы с замкнутым воздушным охлаждением мощностью до 12 МВт включительно.

В связи с появлением потребности в электростанциях малой и средней мощности, работающих как в составе энергосистем, так и в автономном режиме, в 1990 г. ОАО «Электросила» разработало три серии турбогенераторов нового поколения с воздушным охлаждением:

• Серия ТА (1,5—23 МВт) — с косвенным воздушным охлаждением обмоток ротора и статора и непосредственным охлаждением сердечника статора.

• Серия ТФ (18—160 МВт) — с непосредственным охлаждением обмотки ротора и сердечника статора и косвенным охлаждением обмотки статора.

• Серия ТЗФ (50—165 МВт) — с воздушным охлаждением по трехконтурной схеме.

Генераторы серии ТФ предназначены для замены устаревших генераторов ТВ, ТВФ с водородным охлаждением, выработавших свой срок, а также, в первую очередь, для газовых турбин.

Турбогенераторы серии ТЗФ являются дальнейшим развитием серии ТФ. Применяемая в них трехконтурная схема отличается повышенной эффективностью. Улучшенные характеристики, повышенное значение КПД, надёжность и перегрузочная способность турбогенераторов достигается за счёт разделения потоков воздуха, охлаждающего статор и ротор. Исключение их взаимного отрицательного влияния позволяет снизить нагрев активных и конструктивных частей генератора. Применение встроенных центробежных вентиляторов со специальными направляющими и спрямляющими аппаратами позволило снизить потери в вентиляторах и повысить КПД генераторов.

Косвенное водородное охлаждение. Генераторы с поверхностным водородным охлаждением имеют такую же систему вентиляции, как и при воздушном охлаждении, но вместо воздуха в генераторе циркулирует водород. Водородное охлаждение значительно эффективнее воздушного, поэтому оно применяется в настоящее время во всех турбогенераторах, начиная с мощности 30 МВт.

Как охлаждающий газ, водород имеет по сравнению с воздухом ряд существенных преимуществ:

• теплоёмкость его более чем в 14 раз выше теплоемкости воздуха, что обеспечивает более высокий коэффициент теплопередачи от нагретой поверхности (обмоток и активной стали) к охлаждающему газу;

• водород имеет меньшую плотность по сравнению с воздухом, что позволяет уменьшить вентиляционные потери в 8—10 раз, КПД генератора при этом возрастает на 0,8—1,0 %;

• в среде водорода отсутствует окисление изоляции обмоток, что увеличивает срок ее службы;

• водород не поддерживает горения, следовательно в генераторах с водородным охлаждением можно отказаться от устройств пожаротушения.

Главным недостатком водородного охлаждения является то, что водород в смеси с воздухом (от 5 до 75 %), образует взрывоопасную смесь. Поэтому у машин с водородным охлаждением должна быть обеспечена высокая газоплотность корпуса и уплотнение торцевых щитов.

Стремление обеспечить безопасность технологии привело к намерениям в будущем отказаться от производства и эксплуатации турбогенераторов с водородным охлаждением. Однако это возможно лишь при появлении определенных организационных и технико-экономических условий.

Непосредственное водородное охлаждение. Еще больший эффект по сравнению с косвенным водородным охлаждением дает непосредственное или, как его иногда называют, форсированное водородное охлаждение, когда водород подается внутрь полых проводников ротора

и статора.

Первоначально форсированное водородное охлаждение было применено для ротора, который в отношении нагрева является наиболее напряженной частью генератора. При этом имеются два способа охлаждения проводников обмотки ротора.

В первом способе (аксиальное охлаждение) проводники обмотки ротора имеют корытообразную форму и образуют прямоугольные вентиляционные каналы, в которые и поступает охлаждающий газ.

Во втором способе (многоструйное радиальное охлаждение) охлаждающий газ забирается из зазора с последующим выбросом уже нагретого газа обратно в зазор по принципу самовентиляции.

Непосредственное жидкостное охлаждение. В этом случае в качестве охлаждающих жидкостей применяют дистиллированную воду или масло, которые обладают более высокой теплоотводящей способностью по сравнению с водородом и, следовательно, позволяют еще больше увеличить единичные мощности генераторов при сохранении предельных размеров. Также необходимо отметить, что такой вид водяного охлаждения пожаро- и взрывобезопасен.

Обмотка статора выполняется из полых медных стержней прямоугольного сечения, по которым циркулирует вода.

Непосредственное охлаждение водой обмоток статора турбогенераторов позволяет увеличить единичную мощность при тех же габаритах. Дистиллированная вода, применяемая для охлаждения, подаётся в полые медные проводники, заложенные в пазы статора с помощью гибких фторопластовых шлангов. Охлаждение обмоток ротора и активной стали про­изводится водородом так же, как у турбогенераторов серии ТГВ. Водородно-водяное охлаждение имеют турбогенераторы ТВВ-500, ТВВ-800, ТВВ-1000 и ТВВ-1200. Водяное охлаждение обмотки статора применяется в мощных гидрогенераторах типа СВФ. Обмотка ротора и активная сталь имеют непосредственное охлаждение воздухом. Водородное охлаждение в гидрогенераторах не применяется ввиду больших размеров ротора и трудностей гер­метизации корпуса генератора.

С целью дальнейшего улучшения системы охлаждения и сокращения размеров турбогенераторов разработано водяное охлаждение статора и ротора. Все гидравлические соединения выполнены с одного торца — со стороны турбины.

Выполнение непосредственного (форсированного) охлаждения обмотки возбуждения турбогенератора связано с определенными трудностями, особенно в части подвода воды к вращающемуся ротору.

Сведения о применяемых системах охлаждения в турбогенераторах различного типа приведена в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Системы охлаждения турбогенераторов

Турбогенераторы с непосредственным охлаждением
ТЗВ Трижды водяное охлаждение Обмотка статора — водой Сталь статора — водой Обмотка ротора — водой
ТГВ Водородное или водородно-водяное
ТГВ – 200-2Д Обмотка статора — водородом Сталь статора — водородом Обмотка ротора — водородом
ТГВ – 200МТ Обмотка статора — водой Сталь статора — водородом Обмотка ротора — водородом
ТГВ – 500-2УЗ Обмотка статора — водой Сталь статора – водородом Обмотка ротора – водой
ТВМ Водомасляное охлаждение Обмотка статора — маслом Сталь статора — маслом Обмотка ротора — водой
ТВВ Водородно-водяное охлаждение Обмотка статора — водой Сталь статора — водородом Обмотка ротора — водородом

Продолжение табл. 4.1

Турбогенераторы со смешанной системой охлаждения
ТВФ Водородное форсированное охлаждение Обмотка статора — косвенное водородное Сталь статора — непосредственное водородное Обмотка ротора — непосредственное водородное
ТВС Водородное охлаждение Обмотка статора — косвенное водородное Сталь статора — непосредственное водородное Обмотка ротора — косвенное водородное

Таким образом, наиболее эффективными системами охлаждения турбогенераторов предельных мощностей, достигнутых энергомашиностроителями во всех странах, являются непосредственные жидкостные системы. Дальнейшая реализация эффекта укрупнения генераторов возможна за счет применения криогенных систем охлаждения, а также других, например, испарительных.

Исследования и опытно-конструкторские разработки в этом направлении проводятся во многих странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: