Системы охлаждения и подогрева

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Тема № 2. Общее устройство и работа двигателя

Занятие № 2.6. Объём работ по техническому обслуживанию системы охлаждения

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Москва 2011


Тема № 2. Общее устройство и работа двигателя (СЛАЙД № 1)

Занятие № 2.6 Объём работ по техническому обслуживанию

Системы охлаждения

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

  1. Порядок и периодичность технического обслуживания системы охлаждения и подогрева.
  2. Неисправности системы охлаждения и подогрева, их причины, признаки и способы устранения.
  3. Порядок использования и меры пожарной безопасности при эксплуатации предпускового подогревателя и электрофакельного устройства.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

Введение

На предыдущем занятии были рассмотрены вопросы назначения, устройства и работы системы охлаждения, охлаждающие жидкости, требования к ним, правила безопасности при обращении с ними и средства, облегчающие пуск двигателя в холодную погоду.

Быстрота и надежность запуска двигателя, определяющие время, необходимы для приведения машины в готовность к выполнению боевой и транспортной задачи - являются одними из важнейших требований армейской эксплуатации. В то же время запуск поршневых двигателей внутреннего сгорания, особенно при отрицательной температуре окружающего воздуха, является сложной и зачастую продолжительной операцией. Повысить боеготовность военной автомобильной техники – основная задача военного водителя. Грамотное техническое обслуживание систем автомобиля поможет вам в будущем выполнять поставленные задачи быстро и в срок.

Учебный вопрос № 1.

Порядок и периодичность технического обслуживания

системы охлаждения и подогрева

Виды технического обслуживания системы охлаждения и подогрева (табл. 1). (СЛАЙД № 4).

Таблица 1. Виды технического обслуживания системы охлаждения и подогрева

КО Проверка уровня ОЖ, подтеканий, контроль замерзания жидкости в радиаторе.
ЕТО Очистка, помывка, проверка натяжения ремней. В зимнее время - проверка утепления и слив воды из системы.
ТО-1 Проверить крепление: вентилятора, радиатора; проверить герметичность СО.
ТО-2 Смазка подшипников вентилятора.
СО Промыть систему, проверить работу пускового подогревателя, подтянуть крепления узлов, деталей, шлангов.

Регулировку натяжения ремня поликлинового 2 привода генератора и водяного насоса для двигателей с расположением вентилятора по оси коленчатого вала выполнить следующим образом:

- ослабить болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного;

- перемещением гайки 6 обеспечить необходимое натяжение ремня; гайкой 7 зафиксировать положение генератора;

- затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверить натяжение: -правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб-6…10 мм.

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса двигателя 740 выполнить следующим образом:

- ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 крепления планки и болт 1; переместив генератор, натянуть ремни;

- затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.

После регулировки должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб

15-22 мм.

Помните, что после мойки автомобиля или преодоления брода в холодный период времени года нужно удалить воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3-4 мин (поставить переключатель в положение III).

Техническое обслуживание предпускового подогревателя (осенью): (СЛАЙД № 5)

- очистить от нагара электроды свечей, камеру сгорания и газоход теплообменника;

- промыть редукционный клапан топливного насоса;

- проверить работу предпускового подогревателя.

При проверке работы предпускового подогревателя не допускается подтекание охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов и кранах. Нормальная работа определяется по равномерному гулу горения в теплообменнике и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени.

При необходимости нужно отрегулировать расход топлива редукционным клапаном топливного насоса в следующем порядке:

- отвернуть колпачковую гайку на топливном насосе;

- ослабить контргайку регулировочного винта;

- поворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулировать режим работы подогревателя.

По окончании регулировки застопорить регулировочный винт контргайкой и навернуть колпачковую гайку.

Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулировку подачи топлива следует производить при отрицательных температурах окружающего воздуха (не выше минус 5°С).

После мойки автомобиля или преодоления брода в холодное время года нужно удалить воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3 - 4 мин, для этого перевести ручку переключателя в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива. (СЛАЙД № 6)

Правильная эксплуатация ЭФУ позволяет продлить срок службы моторного масла, уменьшить дымление холодного двигателя, увеличить ресурс стартера и аккумуляторных батарей за счёт более раннего появления вспышек топлива в цилиндрах двигателя.

Техническое обслуживание ЭФУ. (СЛАЙД №7)

При обслуживании производится проверка основных элементов ЭФУ в следующем порядке:

- проверить надёжность соединений проводов на свечах, термореле, кнопке ЭФУ, предохранителе и штекерных соединениях;

- проверить отсутствие подтеканий топливопроводов и их соединений.

- проверить исправность сигнализатора ЭФУ нажатием кнопки контроля на панели приборов;

- нажав и удерживая кнопку ЭФУ, проверить время до загорания лампы-сигнализатора.

Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50-70 с., а при температуре ниже нуля – 70-110 с. При повторном включении ЭФУ время загорания лампы-сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха. Замерить ток, потребляемый каждой штифтовой факельной свечой, который должен составлять 11..12А при номинальном напряжении 19В. При отсутствии измерительного оборудования допускается включить ЭФУ на 15..20с и на ощупь проверить нагрев штифтовых факельных свечей. Проверить расход топлива через штифтовые факельные свечи на специальном стенде. Расход должен составлять 6±0,5см3/мин при давлении 0,75 кгс/см2 и температуре топлива 15…30ºС.

При отсутствии специального стенда проверку расхода топлива допускается провести в следующем порядке: (СЛАЙД № 8).

- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и расположить так, чтобы можно было проверить частоту падения капель топлива со свеч;

- принудительно открыть электромагнитный клапан, соединив дополнительным проводом штекер электромагнитного клапана со штекером подкапотной лампы.

- определить частоту падения капель топлива со штифтовых факельных свеч при прокачивании топливной системы топливопрокачивающим насосом с частотой рабочих ходов 60-70 мин-1. Должно быть 5…7 капель в течении 10с.

После длительного перерыва в работе ЭФУ, при замене штифтовых факельных свечей, или после работ, связанных с разгерметизацией топливной системы, следует прокачать топливные трубки электромагнитного клапана к штифтовым свечам для удаления воздуха и заполнения их зимним сортом топлива. Для этого топливный бак автомобиля должен быть заправлен топливом, соответствующим эксплуатационному диапазону температур. Гайки крепления топливных трубок к штифтовым свечам нужно ослабить и принудительно открыть электромагнитный клапан, соединив дополнительным проводом штекер электромагнитного клапана со штекером подкапотной лампы. Топливопрокачивающим насосом прокачать топливную систему до появления течи топлива из-под ослабленных гаек. Подтянуть гайки крепления топливных трубок к штифтовым свечам.

Через каждые 500 включений следует промыть в бензине и продуть сжатым воздухом фильтры и жиклёры штифтовых факельных свечей.

Выводы по вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: