Причины и лечение

Много мифов и ложных слухов окружают это расстройство речи. Широко распространено мнение о том, что причиной заикания являются нерешенные эмоциональные проблемы или, например, состояние тревоги или страха. Эта теория не подкреплена серьезными доказательствами (Barlow & Durand, 1999). Так как причины заикания коренятся в семье, исследователи сосредоточили все свое внимание на изучении семейных отношений. Однако маловероятно, что оно напрямую может быть связано с языковым окружением ребенка. Бабушка и мать Саяда непременно успокоились бы, узнав о том, что особенности речи матерей незначительно влияют на развитие детского заикания (Kloth & Janssen, 1995).

Существенную роль при заикании играют генетические факторы. Согласно авторитетным исследованиям, наследственность является причиной более чем 2/3 (71%) различных случаев заикания, а 1/3 (29%) — это результат влияния окружения (Andrews, Morris-Yates, Howie & Martin, 1991). Генетические факторы, вероятно, влияют на речь, являясь причиной ненормального (патологического) развития, происходящего в речевых центрах мозга, которые обычно находятся в левом полушарии (Ardila, Rosselli, Bateman & Guzman, 2000). Эта биологическая причина заикания объясняет многие его клинические характеристики, включая утрату самостоятельности и заниженную самооценку (Yovetich, Leschied & Flicht, 2000).

Поскольку большинство детей так или иначе избавляются от заикания, перед родителями и врачами встает вопрос, какой метод лечения следует предпочесть. Терапия обычно рекомендуется, если: (а) ребенок часто повторяет звуки и слоги, (б) родителей или ребенка беспокоит эта проблема или (в) ребенок напрягает мышцы лица и голос при говорении. Общий психологический подход к лечению детей, страдающих заиканием, заключается в том, чтобы научить родителей говорить с ребенком медленно, используя короткие и простые предложения, стараясь снять нервное напряжение, которое ребенок может чувствовать при разговоре (Craig, 2000). В случаях, когда этот подход не является эффективным или если заикание препятствует обучению или общению со сверстниками, применяется поведенческая методика, называемая методом регулирования дыхания. Ребенка просят прекратить говорить перед моментом заикания и глубоко вздохнуть, затем задержать дыхание и выдохнуть перед тем, как продолжить речь (Gagnon & Ladouceur, 1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: