Б.А.Рыбаков обратил внимание на это, подчеркнув, что во многих союзах племен существовала уже обособившаяся от общества, но еще не оторвавшаяся от него окончательно, княжеская власть. Причем, в ряде союзов проявлялись признаки возможности передачи власти по наследству. «Повесть временных лет» сохранила некоторые данные об организации управления в Древлянской земле. Во главе управления – князь (его власть давняя, традиционная); «держат землю», управляют ею «лучшие мужи» (права которых периодически подтверждает «земля» – вече), градами управляют «старцы градские» (выборные старейшины).
Занимая к началу IX в. огромные территории, во много раз превышавшие земли большинства европейских государств, славянские племена, земли, княжения, союзы, в сущности, были уже готовыми классовыми протогосударствами афинского типа, близкими к античным городам-полисам, в силу сложившейся системы управления. Многие предпосылки образования Древнерусского государства аналогичны сложившимся в других странах Европы, такие же процессы протекали в империи Каролингов, Болгарии, Венгрии, Польше и др.:
К духовно-нравственным предпосылкам возникновения государственности необходимо отнести ментальность народов, населявших территорию Древней Руси. Именно эта сторона государствообразующего процесса привнесла то особенное, что затем отличало Новгородско-Киевскую Русь от европейских и азиатских стран.
Восточных славян в этот период отличало:
o лесной характер территории (по В.О.Ключевскому, основные факторы – лес, реки, степь);
o общинная психология;
o родовые пережитки;
o сильное влияние язычества;
o вечевая организация политической жизни;
o слабое развитие крупного землевладения;
o существование патриархального рабства.
Особенности ментальности сказывались на особой роли городов, на Руси, системе управления, строительстве военной организации.
Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII вв. Это было время складывания феодальной системы в Европе. В исторической науке оно определяется как раннее средневековье. На этом этапе Европа не составляла социально-культурной общности – имелись 2 социальные системы, 2 разных мира.
Первый мир –античный, рабовладельческий, уже христианский и, для своего времени, высокоразвитый (греки, римляне, кельты Галлии и жители Пиренейского полуострова, большинство племен Северных Балкан и Британии).
Второй (более обширный) мир – варварский, родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового общества.
Именно в раннем средневековье среди европейских народов начали формироваться самостоятельные политические силы. Пространство континента все более насыщалось: росла численность населения, появлялись новые государственные образования, многограннее становилось общение между ними. Европа превращалась в качественно новую цивилизацию.
К числу важнейших предшествовавших событий, повлиявших на формирование континентальной общности, были:
o падение в 476 году Западной Римской империи: вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула;
o постоянные войны между варварскими королевствами; продолжение передвижения племенных союзов, не сумевших создать своих государств: германских (свевов, герулов, гепидов, скиров); тюркских (гуннов, аваров, протоболгар); иранских (аланов); славянских;
o арабская экспансия на континент в VII в.;
o опустошительные набеги норманнов – северогерманских народов, населявших Скандинавские страны в VIII – середине XI в.;
o постоянно усиливавшееся влияние Византийской империи.
В этой сложной и противоречивой ситуации наиболее стабильными факторами, определявшими основные тенденции европейской цивилизации, стали:
o христианство, его миропонимание, право, обычаи, этика, мораль;
o интенсификация связей с соседними континентами, прежде всего, с арабами Ближнего Востока, Северной Африки, а также с Закавказьем и другими странами, вплоть до отдаленных Индии и Китая;
o хозяйственная самостоятельность непосредственных производителей;
o сословно-корпоративная структура европейского общества;
o постоянно усиливавшаяся роль государства, которое обеспечивало защиту населения от внешних угроз и являлось главным носителем внутреннего порядка.
Основные этапы формирования древнерусской государственности
ЭТАПЫ | ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ | ПРАВЯЩИЕ КНЯЗЬЯ |
I. Начальный | Середина IX – конец X вв. | ОЛЕГ (882-911гг.) ИГОРЬ (912-945 гг.) ОЛЬГА (945-964 гг.) СВЯТОСЛАВ (964-972 гг.) |
П. Расцвет | Конец Х – первая половина XI вв. | ВЛАДИМИР (980-1015 гг.) ЯРОСЛАВ (1015-1054 гг.) |
III. Упадок, распад | Вторая половина XI –середина XII вв. | ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113-1125 гг.) |
В XI в., насколько можно судить, появляются первые признаки феодализации русского общества.
1. До того владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча Предание сохранило высказывание Владимира I, утверждавшего, что богатство, которое «лежит мертво», ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной: «с нею можно доискаться и больше этого». В XI в. русские князья и их знатные дружинники уже не уповают исключительно на военно-торговую деятельность, начиная прибирать к рукам земли. По-видимому, в то время параллельно происходили 2 процесса. Во-первых, князья и старшие дружинники размещали на контролировавшихся ими землях своих рабов. Во-вторых, происходило закабаление некогда свободных крестьян, вынужденных в неурожайные годы залезать в долги (брать ссуду, купу), заключать договор (ряд) об исполнении каких-либо работ, отдаваться под покровительство князя, способного защитить общины земледельцев от набегов кочевников или попросту подчиняться грубой вооруженной силе.
В XI в., по-видимому, возникли первые вотчины, но достоверные данные об их распространении отсутствуют, как и сведения о вассальных отношениях, обусловленных поземельной зависимостью. Можно предположить, что на просторах Восточно-Европейской равнины с малочисленным пашенным населением земля еще не воспринималась как основная ценность.
2. В XI – первой трети XII в. сохранялось государственное единство, почти всех земель, некогда подчиненных Олегу и Игорю.
Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как распределялись эти земли между князьями.
С.М.Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого (1019-1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробили на отдельные владения, а рассматривали как общее достояние всего рода Ярославичей. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем «старше» считался тот или иной князь. Старшинство, по замыслу Ярослава, определяли так: за властвующим киевским великим князем – все его братья; после их смерти старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым. Притом, на титул «Великий Князь» могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же кто-то из них умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки этих прав лишались и княжили в более захолустном городе. Такая система «лестничного восхождения» (по выражению В.О.Ключевского, «очередной порядок» наследования) порождала распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частыми на Руси (уже Московской) и позже, пока в XV в. не установили порядок передачи власти от отца к сыну.
Русские князья в принципе признавали «лестничное восхождение» и часто ссылались на это установление Ярослава (когда подобные ссылки были им выгодны). Однако при каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность с пользой для себя или своих наиболее близких родственников, союзников. Такая система через какое-то время отжила свое; запутанный порядок наследования стал поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью (князья-изгои), – постоянным источником смут.
Поиск более простых решений привел русских князей к мысли о наследовании конкретных земельных владений. Такая идея была высказана на Любечском съезде князей в 1097 г., где каждому было предложено «держать отчину», однако до реализации этого замысла было еще далеко.
Лишь после долгих и разорительных усобиц, после успешного, но кратковременного восстановления реального единства русских земель при Владимире Мономахе (1113 – 1125) и его сыне Мстиславе (1125 – 1132) наРуси сложились формы государственной власти, близкие к тогдашним западноевропейским. Страна вступила в период феодальной раздробленности.