double arrow

Основные черты республиканского строя Великого Новгорода. Развитие права на северо-западе Руси

Новгород Великий – один из самых древних городов Северо-восточной Руси, расположен на реке Волхов, в шести километрах от озера Ильмень. Впервые упоминается в Новгородской летописи (859). С конца X века –второй по значению центр Киевской Руси. В 1136 – 1478 годах – столица Новгородской феодальной республики. Находился на стыке торговых путей «из варяг в греки» и Волжского, что способствовало развитию в нем уже в X веке ремесел, торговли и культуры. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя. Вывозились пушнина, воск, лен, кожи и т.д.

До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. Она занимала обширную территорию севера Великой Русской равнины от Чудского озера до Урала. Её центром был Новгород Великий, а города Псков, Старая Руса, Ладога, Торжок считались его «пригородами». В начале XII в., предположительно в 1136 г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го­родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство, окончательно отделившись от Киевского княжества.

Псковская земля была частью Новгородской земли («пригородом») до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный тор­говый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и стал независимым.

Большое значение в жизни древнего Новгорода имело вече. Социально политическая жизнь в Новгороде Великом (XII – XV века) была бурной, что иногда приводило к столкновениям между жителями Софийской и Торговой сторон или отдельных концов (районов) города, порой сопровождавшимся расправами над неугодными боярами и изгнанием не понравившихся горожанам князей. Сопротивление церковной политике часто выражалось в форме различных ересей. Новгород Великий – один из центров русского летописания, распространения грамотности, развития русского национального искусства. Не пострадав от разрушительного татаро-монгольского нашествия (1237 – 1241), он в течение столетия хранил и приумножал национальное и культурное богатство русского народа. Большое значение имело включение Новгорода Великого в состав Русского государства (1478). В 1546 году по количеству населения (35.000 человек) он занимал третье место после Москвы и Пскова.

Особенности общественной и политической систем Нов­города и Пскова

определялись своеобразием их географического положения и экономического развития. Господствующее место занимали бояре-феода­лы, крупные землевладельцы. Они эксплуатировали местное население (в значительной части - финно-угорские племена), получали товары для вывоза и финансировали торговые операции купцов.

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появ­лению широкого среднего класса новгородско-псковского об­щества, к которому относились «житьи люди», «своеземцы» и купе­чество. К «житьим людям» относились и мелкие землевладельцы, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Купечество объединя­лось в сотни и особые компании (артели) для ведения торговли с русскими княжествами и с заграницей.

Ниже купцов стояла масса городского населения, которая состоял из так называемых «черных людей» - ремесленников и наёмных работников разных профессий. Наиболее опытные и уважаемые из них назывались «старейшими».

Свободное сельское население состояло из двух разрядов. К первому относились «своеземцы» («земцы») - мелкие землевладельцы, работавшие на земле са­мостоятельно или сдававшие её в аренду. Ко второму разряду принадлежали смер­ды-общинники, которые жили в общинах (погостах) на государственных, церковных и частных землях. Эти категории крестьян были лично свободны, выбирали в своих погостах старост и на сходах решали наиболее важные жизненные вопросы.

Крестьяне, работавшие за часть продуктана господской земле, назывались «половниками», «третниками», «четниками», в соответствии с условиями договоров, по которым они отдавали часть произведенного продукта.

Низший, но весьма многочисленный слой населения новгородской земли составляли хо­лопы. Они использовались в качестве рабочей силы и прислуги в боярских вотчинах.

Организация государственной власти

В Новгороде Великом, а затем и в Пскове сложилась необычная для средне­вековой Руси форма государственного устройства - феодальная рес­публика. Её основной особенностью являлась вечевое народовластие.

Главным законодательным органом республиканского Новгорода было вече.

Новгородское «вече» представляло собойсобрание полноправных жителей города и прилегающих территорий мужского пола. Все они приходили на вече в составе своих профессиональных и территориальных корпораций и действовали в соответствии с их интересами. Преобладали те корпорации, которые превосходили других по численности и организованности. Но если одна из «сильных» корпораций (кончанская или профессиональная) не соглашалась с предлагаемым решением, то иногда решение откладывали. Постепенно, с формированием сословий, борьба на вече приняла межсословный характер.

Формально вече было высшим органом управления, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на со­браниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.

Структура же вечевых органов определялась административным уст­ройством города. Новгород делился на 5 концов, а концы на сотни и ули­цы, во главе которых стояли выборные кончанские. и улицкие старосты, сотники. Здесь действовали местные кончанские и улицкие вечевые собра­ния. Вечевые собрания действовали и в пятинах, т.е. административных округах, на которые делилась Новгородская земля (их было 5). Но выс­шим органом власти было городское вече, на котором принимались чако­ны, утверждались международные договоры, решались вопросы войны и мира, выбора князей, высших должностных лиц. В вечевых собраниях участвовали только взрослые свободные мужчины.

Источники, однако, не позволяют с большей определенностью рас­крыть все нюансы в деятельности вече. Так, считалось, что вече собира­лось по звону вечевого колокола на Ярославовом дворище, однако рас­копки показали, что там могло поместиться всего несколько сот человек, но никак не все жители Новгорода. Да и трудно представить, чтобы мож­но было решить какие-то вопросы на сборище в несколько тысяч человек. В.О. Ключевский не зря предполагал, что в работе вече было много анар­хии, шума, крика, усобиц и драк.

В советское время превалировала точка зрения, согласно которой только «имущие» слои населения могли принимать участие в вечевых соб­раниях. Однако Новгородскую судную грамоту, как это видно из преам­булы к ней, принимали на вече не только бояре, но и житьи люди, купцы и черные люди, а Псковскую судную грамоту – «весь Псков». Возможно, что вече собирало лишь известную часть горожан, элитарную или наибо­лее почитаемую (тех же улицких и кончанских старост, сотников). Извест­но также предположение В.Л. Янина об избирательном бюллетене (берестяная грамота с именами четырех человек), с помощью которого, возможно, проводились на вече выборы должностных лиц.

Как бы то ни было, вечевое устройство Новгорода отразилось даже в его гербе. В нем центральное место занимала трибуна («степень») – крес­ло, с которого новгородский посадник управлял вечем. У веча существо­вало свое делопроизводство, свой архив, свои исполнительные органы.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала бо­ярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете ар­хиепископ. Боярский совет являлся организационным и под­готовительным органом. К его компетенции относились: под­готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де­ятельность, созыв вече, подготовка вопросов для обсуждения, подбор кандидатур для избрания должностных лиц и др.

Вооруженные силы включали княжескую дружину, «владычин[12] полк» и городское ополчение.

Высшими должностными лицами Великого Новгорода бы­ли посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Первые три должности выбирались по жребию, а князя избирали на вечевом собрании подачей «речей». Когда «сойдут все на одну речь», решение считалось принятым.

Князь приглашался на княжение боярами, которые посылались к нему от боярского совета. Предвари­тельно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и за­тем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Во­енную, судебную и административную деятельность князь осу­ществлял вместе с посадником и тысяцким.

С князем заключался договор, определявший его права и обязанности. Окончательно кандидатуру приглашаемого князя утверждало вече. Из­вестно около 30 таких договоров (от середины XIII до конца XIV вв.) с тверскими, литовскими и московскими князьями. Князь целовал крест (приносил клятву) «держати Новгород по пошлине» (по обычаю, ставше­му нормой – как «пошло»). Права князя при этом оговариваются в дого­ворах нечетко, можно думать, что князь участвовал в управлении вместе с посадником, архиепископом и др.

Более подробно регламентируются обязанности и то, что князь не дол­жен делать: творить суд единолично, а только вместе с посадником, разда­вать новгородские земли своим вассалам и слугам, ставить слободы, раз­давать государственные грамоты, «без вины» лишать новгородца «волости», облагать население податями. Даже охотиться и ловить рыбу князь мог только в отведённых для этого местах. Не разрешалась ему и торговля с иноземцами без новгородских посредников. В договорах опре­делялись даже размеры пошлин на содержание княжеского двора и дру­жины. Как считал с свое время Г.Ф. Миллер, написавший первый науч­ный труд по истории Великого Новгорода, положение князей в нём было аналогично положению «комендантов городского войска» в XVIII в.

Такой же статус имел и князь во Пскове, хотя близость города к грани­це и постоянные пограничные конфликты и стычки псковичан вынуждали их дружить с великокняжеской властью.

Высшие исполнительные органы Великого Новгорода – это посадник, архиепископ и тысяцкий. Архиепископ возглавлял Совет знати «Осподу», определял идеологию городской жизни. Посадник – степен­ной, т.е. посаженный на «степень» или действующий и посадник старый, переизбранный, но не потерявший свой авторитет, как и тысяцкий – по­мощник посадника – избирались вечем. В их руках находились все управленческие функции как в области финансов, суда, так и в области торговли и дипломатии.

Должность посадника была введена в 80-е гг. XI века. Он избирался на один – два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими дела­ми; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.

Должность тысяцкого появилась в конце XII века. Он также избирался из знатных и богатых горожан, известных своими военными заслугами. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.

Архиепископ (владыка) с середины XII века избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. Основная роль архиепископа сводилась к руководству церковной иерархией.

Выборность должностных лиц Великого Новго­рода и Пскова является ярчайшим свидетельством демократизма и право­вого характера государственности в этих республиках.

Республиканская государственность в Новгороде не была застывшей, она развивалась, эволюционируя в сторону угасания роли вече и усиления значения боярского Совета, который подготавливал решения вече. Власть великого князя, в особенности с 1370-х гг., когда на эту должность стали избираться московские князья, жившие в своей «отчине» и лишь эпизоди­чески наезжавшие в Новгород, стала номинальной.

В XV в. Новгород попытался окончательно высвободиться из-под влияния московских великих князей, но это ему не удалось. В 1456 г. под Ругой, а затем в 1471 г. в битве при Шелони Великий Новгород, имея ог­ромное численное преимущество в военной силе, потерпел сокрушительное поражение от Москвы. Новгород пал, а великий князь московский Иван Васильевич III конфисковал земли у оппозиционных новгородских бояр и житьих людей, тяготевших к польско-литовскому государству и намеревавшихся, как считал Великий князь, вместе с предводительницей Марфою Борецкой, матерью посадника, «отпасть в латынство». Новго­родские феодалы были выселены в пограничные земли Московской Руси, а на их землях Иван III, создавая себе опору на новгородской территории, «испоместил» около 2 тысяч служилых московских людей. Поход Ивана III на Новгород в 1478 г. поставил окончательную точку в этой борьбе. Новгородский вечевой колокол, символ вольности и республиканского строя, по звону которого собиралось вече, был вывезен в Москву и пове­шен на одной из кремлевских башен как обычный благовест. Ещё ранее, в 1462 г., Москве подчинился и Псков.

Однако, как считал А.И. Герцен, республиканская государственность Новгорода и Пскова была столь значительной и реально значимой демо­кратической традицией России, что ещё в начале XVI в. не было ясно, ка­кой из принципов возьмет верх: «князь или община, Москва или Новго­род».

Территория Новгородского государства делилась на пя­тины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины состояли из волос­тей, волости - из погостов. Центром самоуправления пятины являлся пригород.

Одним из пригородов был Псков. Государственная организация Пскова во многом повторяла новгородскую: вечевая система, выборный князь и другие должностные лица (два степенных посадника), шесть концов, двенадцать пригородов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: