Создание правовых основ рыночных отношений

В апреле 1991 года союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подпи­сали документы, в которых декларировались положения нового Со­юзного договора.

Однако его подписание было сорвано путчем 19 – 21 августа 1991 года.

Его начало было положено созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который заявил о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура.

ГКЧП фактически отстраняет М.С. Горбачева от выполнения президентских функций, блокируя его в южной резиденции Форос.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

После неудачной попытки государственного переворота 19 августа 1991 года начался распад государственного аппарата: Съезд народных депутатов СССР был распущен, вместо кабинета министров появился практически безвластный межреспубликанский экономический комитет, большинство союзных министерств ликвидировалось.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре 1991 года добились от СССР признания их независимости.

Государственный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновре­менно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР.

Стре­мясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадает­ся. В начале декабря 1991 года Украина объявила о своей независимости (после референдума).

8 декабря 1991 года главы республик России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук), Белоруссии (С.С. Шушкевич) в Минске заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, о том, что «Советский Союз более не существует» и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – Беловежское соглашение, открытое для всех государств бывшего Союза.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии). СНГ стало объединять 11 независимых государств. По форме государственного устройства СНГ не являлось даже конфедерацией, поскольку все властные полномочия получили республики, а центру достались лишь консультативные функции.

М.С. Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Последним аккордом в драматических событиях 1991 года стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией – Россией (Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»). Наступил принципиально новый этап в развитии российской государственности.

Развитие рыночных отношений потребовало принятия специаль­ных законов: «О товарных биржах и биржевой торговле» (февраль 1992 г.) и «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.). Эти акты были приняты на фоне нарастающих инфля­ционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и эконо­мического ослабления государственного сектора экономики.

Для решения хозяйственных споров между предприятиями и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992 г. при­нимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде­рации и вносится ряд соответствующих изменений в ГК и ГПК РСФСР. Экономическая политика конверсии в оборонной промыш­ленности потребовала принятия в марте 1992 г. специального акта. В мае и июне 1992 г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости: Закон о зало­ге и дополнения к Закону «О приватизации государственных и муни­ципальных предприятий». В июне 1992 г. вносится ряд существенных изме­нений и дополнений в Гражданский кодекс, также ориентированных на развитие рынка и рыночных отношений.

Тогда же, в июле 1992 г., принимается целый пакет законов, направлен­ных на развитие новых экономических начал. Среди них: «О крес­тьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Все основные положения этих актов позже (в конце 1994 г.) войдут в принятую Государственной Думой часть первую нового Гражданского кодекса.

В декабре 1992 г. принимается закон, предоставивший гражданам право получать в частную собственность и на продажу земельные участки. Земля перестает быть монопольной собственностью госу­дарства.

Вместе с тем правительство предпринимает меры по регулирова­нию выходящих из-под контроля хозяйственных отношении. В фев­рале 1993 г. был образован Комитет по земельным ресурсам и земле­устройству. Тогда же принимается правительственное постановле­ние «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулоч­ные изделия». В апреле 1993 г. принимается Положение о Госкомитете Российской Федерации по промышленной политике. Однако начала хозяйственной децентрализации и автономии все шире вторгаются в экономику.

В феврале 1993 г. принимается Указ Президента РФ «О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков» – широкая акция по приватизации государственной собст­венности предполагала оживление коммерческого оборота, частной инициативы и ослабление государственных монополий.

В 1993 г. принимается ряд актов, регламентирующих процессы акционирования, а также направленных на либерализацию внешне­экономической деятельности.

В марте 1993 г. при Президенте учреждены Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, а правительство принимает постановление об усилении валютного и экспортного контроля. В апреле 1993 г. принимается Положе­ние о Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкурен­ции. В мае 1993 г. формируется Совет по развитию предпринимательства при правительстве, в августе 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп (в начале декабря 1993г.).

В декабре 1993 г. делается попытка сформировать механизмы общегосударственного экономического регулирования: принимается Положение о Российском фонде феде­рального имущества и Положение о Продовольственной комиссии Совета Министров. Параллельно происходит регламентация деятельности налоговых и аудиторских служб.

С конца декабря 1993 г. начинается реализация Государственной про­граммы приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий. Легализируются новые формы собственности (трасты).

В фев­рале 1994 г. создается Комиссия по товарным биржам при Госкоми­тете по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес­ких структур, а также принимаются акты о порядке лицензирования бирж и государственном комиссаре на товарной бирже.

В мае 1994 г. с указа Президента начинается новый этап в рефор­ме государственных предприятий – на базе ликвидируемых феде­ральных предприятий предлагалось создавать «казенные заводы». Параллельно уточнялась государственная налоговая политика в отношении государственных предприятий, и принимались меры по укреплению платежной дисциплины. Проблема неплатежей встала во весь рост: в июне принимается Указ «О продаже государственных предприятий — должников». Меры по обеспечению государствен­ного управления экономикой предлагались также в июльском указе Президента РФ.

Одновременно (март 1994 г.) была выработана и утверждена постановлением правительства Программа демонополизации эко­номики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, в сентябре 1994 г. принимается правительственное постановление об акти­визации работы по привлечению иностранных инвестиций в эконо­мику. В октябре 1994 г. были расширены полномочия правительства по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.

Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в национальной правовой традиции не меняют общей картины — российское право, как и российская государственность, — это единый процесс со мно­жеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права.

Мы можем говорить о таких чертах, как приоритетность коллективных начал над индивидуальными, юриди­ческого лица над физическим, нечеткость правовых границ при оп­ределении прав собственника, большое число условностей в опреде­лении правового статуса субъектов правоотношения, переплетение (не всегда удачное) заимствованных и традиционных начал, поздний переход к формированию правовой системы, элементы правового нигилизма и широкая инициатива судов, вторжение административ­ных начал в судебную деятельность и проч., и проч. На протяжении истории эти черты становились более или менее заметными, но, очевидно, имели место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: