Профессиональная свобода

Одним из принципов профессиональной деятельности, вы­двинутых Американской психологической ассоциацией [10], является свобода принятия на себя обязанностей и выполне­ния их способами, продиктованными личными представлени­ями специалистов о нравственности. Любая профессия осно­вывается на общественной потребности и на компетентности специалистов в удовлетворении этой потребности. Професси­оналы не должны противостоять любым попыткам ограничить деятельность, которую они осуществляют на благо общества и которая соответствует глубоким человеческим ценностям. Мы убеждены, что консультирование и психотерапия далеко про­двинулись в стремлении соблюдать эти профессиональные принципы.

ТЕНДЕНЦИЯ 3: АКЦЕНТ НА ФАКТОРАХ ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА ИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Поскольку в консультировании значительная роль отводится изучению перспектив, немалые усилия затрачиваются на совер­шенствование и повышение эффективности различныхтехник и методов. Вследствие этого со стороны большинства исследователей и авторов уделялось меньше внимания внутренним качест­вам и установкам самих консультантов. Сегодня, однако, ей при­дается все большее значение в исследованиях и теоретических работах, хотя с помощью имеющихся исследовательских мето­дов проанализировать проблематику личности консультанта до-статочнотрудно.

Подробное обсуждение желательныхличностных качеств кон-' сультанта содержится в главе 6. Здесь же эта проблема упомина­ется лишь для того, чтобы подчеркнуть, насколько повысилось внимание к ней за последнее десятилетие. Опасность забыть о значении методов, чрезмерно увлекшись внутренними установ­ками, пока не грозит: когда студент психотерапевтической или консультационной специальности штудирует литературу, его впе­чатляет обилие материала именно о методах — тестах, записях, обзорах, социометрии, — как если бы это было самым главным. По оценке Шобена, в текстах по консультированию объем мате­риала, посвященного «преобразованию поведения клиента с помощью контакта с глазу на глаз», составляет лишь 8% [ 259]. Одна из гипотез, объясняющих такое несоответствие, может быть следующей: об этих важных отношениях «с глазу на глаз» и свя­занных с ними личностных факторах известно так мало, что ав­торы предпочитают ограничиваться традиционным, сводящим­ся к тестированию и записям, подходом к проблемам консуль­тирования и психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: