Сущность взаимоотношений и личные качества психотерапевта

Основа терапевтического процесса — это взаимо­отношения, устанавливающиеся между консультантом и кли­ентом. В предыдущей главе говорилось о значении психологи­ческих установок клиента в начале терапевтического процесса. В данной главе речь пойдет об установках консультанта — важ­ном элементе взаимоотношений — и о том, как эти взаимоотно­шения используются для помощи клиенту.

Прежде чем мы сможем перейти к технике взаимоотноше­ний, что будет сделано в главе 7, необходимо проанализиро­вать значение личных качеств и установок консультанта. О тех­нике взаимоотношений речь пойдет позже потому, что мы рассматриваем ее в качестве реализации основных установок кон­сультанта в области его взаимодействий с клиентом и в качестве способа достижения понимания.

Взаимоотношения в консультировании и психотерапии — глав­ный источник для выявления и понимания, понимания и овладе­ния важнейшими мыслями и чувствами, которые позволят изме­нить поведение клиента. Таким образом, качество взаимоотноше­ний определяет не только основу личностных взаимодействий, но и возможность продолжения консультаций вообще.

Мы все больше и больше убеждаемся в том, что взаимоотно­шения в консультировании и психотерапии уже сами по себе имеют терапевтическое значение. У большинства невротиков отсутствуют здоровые и подлинно глубокие межличностные отношения. Задачей психотерапевта, следовательно, можно счи­тать установление того или иного типа взаимоотношений (на какие только окажется способен клиент), укрепление их, по­степенное освобождение их от всего ирреального и обучение клиента умению распространить эту вновь открытую для себя динамику на отношения с другими людьми. Это позитивный аспект роли терапевта в противовес негативному аналитичес­кому ее аспекту. Такая роль также гарантирует некоторую отно­сительную свободу самого терапевта от невротических искаже­ний, что немаловажно.

Прежде чем продолжать, необходимо дать определение по­нятия «взаимоотношения». Мы предпочитаем определение Пе-пински: «...как гипотетический конструкт для описания эмо­ционально включенного взаимодействия между двумя индиви­дами» [232,р. 171]. Следует отметить, что вданном определении «взаимоотношения» связываются с аффективными, или эмо­циональными, элементами взаимодействия, о которых можно судить только по наблюдаемому поведению клиента. Как по­лагают авторы, описание взаимоотношений должно включать в себя еще несколько аспектов, которые и обсуждаются в сле­дующем разделе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: