Своевременность структурирования

Кардинальный принцип заключается в том, что структу­рирование — процесс непрерывный; однако конкретные порции содержательной информации нужно выдавать в над­лежащее время. С теми клиентами, которые требуют боль­ше структурирования или выглядят сбитыми с толку, фор­мальное структурирование процесса по необходимости должно начинаться достаточно рано. В других случаях фор­мальное структурирование лучше отложить на более позд­ние стадии, когда попытка перенести «место оценивания» на консультанта проведена. С клиентами, которые легко воспринимают процесс, на начальных стадиях необходим лишь самый минимум формального структурирования. Фак­тически, если консультирование предваряется слишком большим количеством структурирующих замечаний, клиент может истолковать (интерпретировать) их и сопротивлять­ся им как ультиматумам. Большинство достаточно искушенных клиентов ожидают, что структура станет ясной по мере взаимоотношений, и будет сообщена им в формальной, ин­структирующей манере.

Дополнительное структурирование время от времени осуще­ствляется в ходе консультаций, когда клиент слишком откло­няется от предложенной консультантом схемы процесса, или же тогда, когда клиент выглядит запутавшимся относительно це­лей процесса.

Очевидно, что структурирование в консультационной прак­тике — вопрос дискуссионный. Некоторые исследователи под­черкивают достоинства этой техники, в то время как другие пре­уменьшают ее ценность и подчеркивают недостатки. Мы попы­тались всесторонне рассмотреть вопрос и представить различные точки зрения, так чтобы каждый консультант смог сформиро­вать свой, наиболее для него эффективный, стиль.

МОЛЧАНИЕ КАК ТЕХНИКА

На первый взгляд это может показаться странным — выде­лять молчание в качестве особой консультационной техники. Но по нашему глубокому убеждению, такое терапевтическое молчание есть именно техника, которую необходимо освоить. Причина странности, возможно, заключается в том, что этика социальных бесед в нашей культуре негативно расценивает мол­чание. Поэтому все мы научились испытывать из-за установив­шегося молчания дискомфорт и считать долгие паузы призна­ками социального вакуума. В случае затянувшихся пауз во вре­мя консультаций начинающие консультанты, вероятно, часто испытывают то чувство, что они недостаточно стараются для клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: