Кардинальный принцип заключается в том, что структурирование — процесс непрерывный; однако конкретные порции содержательной информации нужно выдавать в надлежащее время. С теми клиентами, которые требуют больше структурирования или выглядят сбитыми с толку, формальное структурирование процесса по необходимости должно начинаться достаточно рано. В других случаях формальное структурирование лучше отложить на более поздние стадии, когда попытка перенести «место оценивания» на консультанта проведена. С клиентами, которые легко воспринимают процесс, на начальных стадиях необходим лишь самый минимум формального структурирования. Фактически, если консультирование предваряется слишком большим количеством структурирующих замечаний, клиент может истолковать (интерпретировать) их и сопротивляться им как ультиматумам. Большинство достаточно искушенных клиентов ожидают, что структура станет ясной по мере взаимоотношений, и будет сообщена им в формальной, инструктирующей манере.
|
|
Дополнительное структурирование время от времени осуществляется в ходе консультаций, когда клиент слишком отклоняется от предложенной консультантом схемы процесса, или же тогда, когда клиент выглядит запутавшимся относительно целей процесса.
Очевидно, что структурирование в консультационной практике — вопрос дискуссионный. Некоторые исследователи подчеркивают достоинства этой техники, в то время как другие преуменьшают ее ценность и подчеркивают недостатки. Мы попытались всесторонне рассмотреть вопрос и представить различные точки зрения, так чтобы каждый консультант смог сформировать свой, наиболее для него эффективный, стиль.
МОЛЧАНИЕ КАК ТЕХНИКА
На первый взгляд это может показаться странным — выделять молчание в качестве особой консультационной техники. Но по нашему глубокому убеждению, такое терапевтическое молчание есть именно техника, которую необходимо освоить. Причина странности, возможно, заключается в том, что этика социальных бесед в нашей культуре негативно расценивает молчание. Поэтому все мы научились испытывать из-за установившегося молчания дискомфорт и считать долгие паузы признаками социального вакуума. В случае затянувшихся пауз во время консультаций начинающие консультанты, вероятно, часто испытывают то чувство, что они недостаточно стараются для клиента.