Опасности при недостатке или неадекватности структурирования

Терапевтический процесс выглядит примером социальных взаимодействий в миниатюре, когда человеку предстоит воспользоваться своей свободой, но одновременно он должен сми­риться с ограничениями, сопровождающими эту свободу. Кон­сультант, не обеспечивший структурирования, окажется нечес­тен по отношению ко многим клиентам, не имеющим ни ма­лейшего представления, что такое консультации. Каррэн особо отмечает этот момент:

«Запутавшийся человек, скорее всего, на первой беседе чувствует ми­нимум ответственности за себя самого и максимум страха, тревоги за свою безопасность, а также потребность защититься. Затянувшаяся ошибка со стороны консультанта при структурировании взаимоотношений, по всей видимости, формирует у клиента личностную зависимость от консультан­та, порождает ощущения отверженности и враждебности в те моменты, когда консультант отказывается решать его проблемы, а в конечном счете побуждает его защищаться или вызывает желание сбежать с консульта­ции и не явиться на следующий сеанс» [75, р. 189].

Структурирование, следовательно, имеет то достоинство, что наранних стадиях предотвращает ложные толкования сути про­цесса, например ошибочные представления о магических сред­ствах, быстрой помощи, простых причинах, четких указаниях, легкости всего дела, о неизбежности излечения и об ответствен­ности консультанта. Сосредоточившись на позитивном науче­нии, роли клиента и консультанта, обоснованных ожиданиях относительно результатов процесса, можно избежать многих ошибок. Этот аспект структурирования, между прочим, должен быть непрекращающимся процессом, а не «одноразовым вли­ванием» при первой беседе.

Роджерс склонен думать, что структурирование терапии мож­но осуществлять для клиента на невербальном уровне; то есть клиент «уловит идею», участвуя в самом процессе. Это может быть верно в отношении достаточно искушенных людей, но, по-видимому, не подходит для среднестатистического клиента.

Как полагают Ингам и Лав, при отсутствии структурирова­ния возникает нежелательная тревога за свою безопасность:

«Пациент может поначалу думать, что задача его неупорядочена и бесформенна, и что не существует никаких правил. Затем он испытывает странное чувство беспомощности и неудовлетворенности. Словно бы терапевта совершенно не волнует, о чем он говорит, и как он это говорит» [152, р. 81].

Недостаток структурирования может увеличить тревожность клиента и даже стать причиной неблагоприятного исхода консультаций. Важно, чтобы структурирование было средством по­вышения безопасности взаимоотношений, а не целью как тако­вой. Иначе будут утрачены преимущества снисходительности и принятия. К структурированию в начальных фазах консульта­ций следует подходить с осторожностью, поскольку существует опасность произвести такое впечатление, будто бы консультант знаетясный и четкий путь к цели, по которому клиент обязатель­но должен следовать. Еще одна опасность заключается в созда­нии у клиента ошибочных представлений о том, что он должен чувствовать, вместо попыток разобраться в том, что он действи­тельно чувствует.

Как считает Шерман [273], неправильное структурирование, когда клиент в начале процесса оказывается в большой степени предоставлен самому'себе, вызываетсильное сопротивление. Уме­ние установить нужный уровень структурирования есть проявле­ние искусства консультанта.

Важно, чтобы установленная техника структурирования не была жесткой для клиента. Ее следует искусно смешивать с ус­тановками снисхождения и принятия. Как уже указывалось, если структурирование выполнено плохо, оно может превра­титься в барьер для взаимоотношений. Точно так же, если оно пропущено в определенных институционных условиях, итог может оказаться не менее плачевным, так как у клиента устано­вятся нереалистические ожидания относительно результатов консультаций. Значение структурирования положительно, когда оно снижает тревожность клиента, который не осведомлен о двойственной роли консультанта или не знает о существующих ситуационных ограничениях. В качестве примера можно при­вести консультанта, который одновременно находится по от­ношению к студенту в позиции преподавателя и администрато­ра. Консультант должен ясно указать, что такие взаимоотноше-: ния с ним отличаются от взаимоотношений, в которых он? выступает в роли консультанта. Тогда административные пре­тензии к клиенту не будут вклиниваться в консультирование.

Робинсон, однако, предостерегает, что стремления консуль­танта к слишком частому структурированию, к внесению ясно­сти в этот вопрос, могут быть симптомом неадекватности его консультационных методов.

Еще одно предостережение по поводу структурирования свя­зано с возможностью создания впечатления, что взаимоотношения сданным клиентом непременно будут продолжаться. Мохетоказаться, что консультант примет решение не работать с этим клиентом, или что клиенту лучше подойдет другой специалист. А ведь у клиента или консультанта могло уже возникнуть ощуще­ние своей связанности этими взаимоотношениями, если струк­турирование было чрезмерным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: