Тренинговое и консультационное интервью — это основной управленческий инструмент, используемый супервизором для помощи в развитии работников и решении их личных или рабочих вопросов. Тем не менее еще более важен тот факт, что оно является инструментом супервизора, позволяющим научить работника самостоятельно решать проблемы. Задачей супервизора становится создание условий или содействие процессу, в соответствии с чем его подчиненный берет на себя больше ответственности по своему развитию и решению собственных задач.
Различия между тренингом, проводимым менеджером, и другими типами консультационной помощи приведены в следующих
примерах:
1) Он пытается сказать: «Что, на ваш взгляд, должно быть сделано?» в противоположность: «Почему бы вам не попробовать это?»
2) Он спрашивает: «Какова ваша точка зрения?» вместо того, чтобы сказать: «Взгляните на это следующим образом».
3) Он говорит: «Позвольте мне лучше понять, что вы чувствуете на самом деле» вместо: «Не следует при этом испытывать такие чувства».
|
|
4) Он скорее спрашивает: «Что может быть сделано для облегчения вашей работы?», нежели комментирует: «Вам следует поступить иначе».
5) Он говорит: «Я уверен, что вы справитесь с работой успешно», а не: «Вотто, что потребуется в вашей работе».
Другими словами, идея «тренингового и консультационного» подхода основана на двух предположениях. Человека нельзя изменить извне, любая значительная перемена, происходящая в нем, должна контролироваться им самим. Изменения должны сопровождаться соответствующей обстановкой и поощрением, чтобы работник нашел силы помочь себе и втаком процессе стал более независимым, способным и творческим. Таким образом, основная функция супервизора-консультанта — активно вовлечь работника в решение собственных проблем и развитие своего потенциала. С помощью самого интервью этого можно достичь лишь частично.
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Залогом успешного проведения тренинга и консультирования является создание руководством благоприятной психологической атмосферы в организации. Более того, супервизора не удастся обучить эффективным методикам проведения интервью до тех пор, пока он сам не сформирует основополагающие взгляды в отношении клюдям и самому себе, которые были описаны в главе 6 и более подробно обсуждаются в следующем разделе.