Военно-инженерный институт военная кафедра

ФГАОУ ВО СФУ

ЦИКЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА

РАДИОЛОКАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПВО ВВС

«Утверждаю»

начальник военной кафедры

полковник П.Зверев

«___» ______________ 2015 года

Методическая разработка

для проведения группового занятия

по учебной дисциплине «тактическая подготовка»

Тема № 1.3 Выполнение нормативов боевой работы
Занятие № 2 Выполнение нормативов и учебных задач (норматив №3)

«ОБСУЖДЕНО»

на заседании цикла

«___» ____________ 2015 года

Протокол № ___

Красноярск 2015


Учебно-развивающие и воспитательные цели ЗАНЯТИЯ

  1. Учебно-развивающие цели Освоить назначение и принцип построения кодированной сетки ПВО.
2. Закрепить знания и умения по составлению различных форм донесений.
3. Изучить специфику боевой работы каждого лица боевого расчета подразделения и содержание нормативов для специалистов РТВ ВВС.
  1. Воспитательная цель Формировать у студентов чувство профессиональной уверенности и высокой ответственности в выполнении нормативов и умелой организации боевой работы подразделений.
Время: 30 минут Место: УПБ аудитория 1 - 12

Материальное обеспечение

Литература:
 
Методическая разработка «Тактика войск ПВО. Выполнение боевой задачи оператором, планшетистом, считывающим». – КВКУРЭ ПВО, 1997г.
.
 
Наглядные пособия:
Плакат «Индексы принадлежности воздушных целей»
Плакат «Формы донесений»
 
Технические средства обучения:
1. Учебный командный пункт учебно-полевой базы ВК СФУ, ауд. 1-12 2. Имитатор воздушной обстановки изделия 55Ж6.

I. Учебные вопросы и расчет времени

I. Вступительная часть 2 мин.
II. Учебные вопросы: 25 мин.
1. Назначение и принцип построения кодированной сетки ПВО. 5 мин.
2. Формы донесений и порядок их составления. 10 мин.
3. Нормативы для специалистов РТВ ВВС (норматив №3). 10 мин.
III. Заключительная часть 3 мин.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие организационно-методические указания.

Занятия по данной теме проводится методом группового упражнения в течение тридцати минут с полувзводом в специализированных аудиториях, оборудованных стендами, плакатами, техническими средствами обучения.

Накануне занятия преподаватель проверяет готовность аудитории, ТСО, подбирает необходимые презентации, плакаты и видеофрагменты.

Перед началом занятия преподаватель ставит задачу дежурному по взводу, где указывает, какую литературу, схемы, плакаты и ТСО получить и подготовить к занятию.

Планом проведения занятия предусматривается изучение теоретического материала с закреплением его в ходе работы по отработке нормативов боевой работы в составе боевого расчета.

Преподаватель начинает занятия с принятия доклада от дежурного по взводу, проверки студентов по журналу, их внешнего вида и готовности к занятию.

Прежде чем приступить к объявлению темы нового занятия, преподаватель должен провести контроль (контрольный опрос) по пройденной теме.

Оценка студентам по итогам контрольного опроса выставляется исходя из процента данных студентом правильных ответов на вопросы преподавателя:

5 - 90%; 4 - 80%; 3 - 70%; 2 - менее 70%

Очень важно, чтобы преподаватель основную часть занятия начал с краткого вступления, в котором указал значение изучаемой темы, чтобы мобилизовать внимание студентов.

При составлении плана проведения занятия преподаватель должен указать, в каком месте, при изложении учебных вопросов темы, обратиться к стенду, показать плакат, схему, презентацию, видеофрагмент. Определить, что студент должен записать, вычертить в конспекте на занятии и во время самостоятельной подготовки.

Начинать изложение учебного материала необходимо с постановки перед обучаемыми познавательной задачи, создания проблемной ситуации.

При изложении учебных вопросов необходимо сосредотачивать внимание студентов на основных понятиях, определениях и терминах.

Подавать учебный материал целесообразно в форме рассуждения и диалога, так, чтобы обучаемые получали знание не в готовом виде, а приходили к ним, совершив сложный путь «открытий», преодолевая трудности.

Изложение учебных вопросов темы сопровождать показом стендов, плакатов, схем, презентаций, видеофрагментов по изучаемой теме.

Как можно шире использовать различного рода иллюстративный материал добиваясь при этом, чтобы обучаемые активно работали над ним.

При проведении занятий преподавателю необходимо формировать у обучаемых следующие уровни обученности:

а) иметь представление: о принципе построения кодированной сетки ПВО; метод достижения уровня обученности – репродуктивный (информационные приемы изложения основных принципов построения сетки ПВО);

б) знать: основные формы донесений, порядок их составления; специфику боевой работы каждого лица боевого расчета подразделения и содержание нормативов для специалистов РТВ ВВС (норматив №3); метод достижения уровня – репродуктивный с элементами продуктивного метода обучения (диалоговое взаимодействие с ориентацией на приобретение обучаемыми выводного знания).

в) уметь: составлять и дешифрировать основные формы донесений; метод достижения уровня – репродуктивный (практическое составление нескольких форм донесений);

г) иметь навык (специально-профессиональную компетентность) в проверке выполнения элементов норматива № 3; метод достижения уровня - репродуктивный (многократное повторение и воспроизведение соответствующих элементов нормативов).

Преподаватель должен излагать материал учебных вопросов темы четко, ясно, доходчиво, желательно не обращаться к написанному, с последующим логическим переходом от одного учебного вопроса к другому. Излагаемый материал по учебным вопросам темы связать с примерами из деятельности войск. В конце каждого учебного вопроса делать краткий вывод. Если у преподавателя есть запас времени, он может, для закрепления изученного вопроса, задать 2 - 3 контрольных вопроса. При этом заранее необходимо, возможно точнее, предусмотреть, какие могут быть ответы, наметить способы и формы реагирования на ошибочные ответы. Переходить к изучению следующего вопроса необходимо только при условии усвоения студентами изложенного материала.

В заключительной части занятия преподаватель напоминает тему и цели занятия, подводит его итог, отвечает на вопросы студентов. Если преподаватель, в ходе занятия, не закрепляет отработанные вопросы, он должен задать несколько контрольных вопроса по существу основного материала в целях уточнения, как достигнуты цели занятия. В завершении, отмечает наиболее отличившихся студентов и выставляет оценки в журнал. Дает задание на самоподготовку, указывает литературу.


III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Рекомендуемая последовательность постановки вопросов и выдачи заданий при рассмотрении учебного материала.

Первый учебный вопрос: Назначениеи принцип построения кодированной сетки ПВО.

Сетка ПВО предназначена для определения в закодированном виде местоположение всех летательных аппаратов, обнаруженных в воздушном пространстве с помощью РЛК (РЛС)

Сетка ПВО покрывает территорию северного полушария земного шара. Ее основу составляют: зоны, секторы, квадраты. Вся покрываемая территория делится на 92 зоны четырех типов (А, Б, В, Г).

 
 


           
           
           
           
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Рис.1 Сектора Рис.2 а) Большой квадрат

б) Средний квадрат

в) Малый квадрат

Для обеспечения скрытности местонахождения обнаруженных целей сетка ПВО кодируется путем замены постоянных номеров зон, секторов и больших квадратов соответствующим числом кодовых номеров, набранных по случайному закону.

Кодирование сетки ПВО осуществляет Генеральный штаб Вооруженных сил. Кодовые ключи к сетке ПВО устанавливаются на определенный срок, смена их производится повсеместно в одно и тоже время.

Закодированное местонахождение целей по сетке ПВО является составной частью формализованных донесений о воздушной обстановке. Чаще всего оно определяется с точностью до 7-го знака, реже до 8-го (дополнительный квадрат).


Второйучебный вопрос: Формы донесений и порядок их составления.

Все обнаруженные радиолокационными станциями объекты именуются локационными объектами. Донесением о воздушной обстановке называется краткое сообщение сведений о полете и действиях воздушной цели или своих воздушных объектов, составленное по строго определенной форме и предназначенное для передачи по каналам связи.

Предусмотрено два вида донесений: основные и дополнительные. Основные донесения могут передаваться по полной или сокращенной форме.

Основные донесения:

- Номер цели;

- Местонахождение (координаты) цели;

- Государственная принадлежность и состав цели;

- Высота полета цели;

- Время определения местонахождения цели.

Перед первым донесением о вновь обнаруженной цели ставится группа «00» - «новая цель». Невыясненные в донесении данные заменяются группой из «00».

Номер цели:

Радиотехнические подразделения – двузначные (00..99)

Радиотех. части и соединения – четырехзначные (4500..4599)

(свои с «0» 0500)

При объединении – группе присваивают номер

головной цели

Местонахождение:

В координатах сетки ПВО – семизначная группа (71 6 07 3 5)

В системе азимут-дальность – двумя трехзначными группами

(025 240)

Государственная принадлежность и состав цели:

– двузначная, трехзначная группа (21;940) согласно кодовой таблицы индексов принадлежности воздушных целей.

Высота полета цели:

Измеряется в гектометрах, двух - трехзначная цифра.

При высоте менее 100м – трехзначная первая цифра «9» (25м. - «925»)

Передается в донесении:

- при измерении;

- при изменении;

-не реже чем через 5 донесений.

Время четырехзначная цифра в часах и минутах (МОСКВА)

Пример: от радиотехнических подразделений

Первое донесение: 00 01 7160735 91 60 1132 (сетка ПВО)

00 01 035 270 91 60 1132 (азимут-дальность)

Второе и последующие: 01 7161243 91 60 33

01 040 265 91 60 33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: