ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ДЕТСТВА (1—3 года)
— интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности;
— РЕЧЕВОЕ общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса слов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года — правильное согласование окончаний слов в предложении) — развитие словесных обобщений;
— СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ И АКТИВНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЯЗЫКОМ в общении с людьми; РЕЧЬ становится средством развития МЫШЛЕНИЯ и саморегуляции поведения;
— ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ раннего детства — ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (совместно со взрослыми и затем самостоятельно);
— овладение человеческими действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам;
Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ;
—Любознательность ребенка (Что это? Почему? Зачем?), интерес к сказкам, стихам и пр.
— Появление игровых действий (игры — подражания действиям взрослых);
— Развитие восприятия (цвет, формы, размеры), выделение устойчивых признаков предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группируют предметы по цвету, форме);
— Становление элементарного самосознания («Я — сам»), начало развития способности к произвольной саморегуляции;
— Овладение умениями чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций;
— Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма;
— КРИЗИС 3-х лет как самоутверждение самостоятельности.