Прогноз сбыта продукции включает определение основных объемных показателей деятельности фирмы и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов фирмы.
С объемом сбыта связаны следующие объемные показатели деятельности фирмы:
- в промышленности и сельском хозяйстве - объем производимой промышленной продукции;
- в сельском хозяйстве - стоимость продукции растениеводств и животноводства, а так же стоимость услуг, оказанных организациями по обслуживанию сельского хозяйства;
- в торговле - оборот розничной торговли и оборот оптовой торговли;
- в сфере услуг - объем услуг;
- в общественном питании - оборот общественного питания;
- на транспорте - грузооборот и оборот перевозимых грузов и пассажиров;
- в строительстве - объем работ.
Прогнозирование сбыта есть целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения.
При разработке прогноза сбыта пользуются той же типовой информацией, что и при прогнозе спроса. Это сведения: о конъюнктуре рынка, состоянии экономики в целом, в том числе и в регионе, о перспективах товарного предложения и так далее.
Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта.
Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально-экономических показателей, разрабатываемых по заказу правительственных ведомств.
Для прогноза существования фирмы важно учитывать:
- динамику её цен на продукцию;
- возможные изменения в каналах распределения продукции;
- изменения в программах продвижения продукции;
- любые новые виды продукции или их модернизацию;
- изменения в производственных мощностях;
- квалификацию персонала;
- дилерскую и иную сеть;
- финансовое состояние фирмы.
Применяются следующие основные методы прогнозирования сбыта:
1. Метод экспертных оценок (в том числе мнение группы руководителей и комбинация мнений работников сбыта).
2. Экстраполяция тенденций и цикла.
3. Прогнозирование по портфелю заказов.
4. Моделирование, в том числе: на основе математической статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных и многовариантных моделей.
Практика показывает, что в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:
- модель постоянного потребления;
- прямо пропорциональная модель;
- сезонно-постоянная модель;
- сезонная модель с последовательным ростом.






