Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России

Формирование финансовых ресурсов региона. На ЮР приходится 8,7 % бюджетных расходов России, но доля налоговых поступлений по территории округа составляла только 4,8 % всех налоговых поступлений по РФ (без таможенных платежей). Налоговые доходы субъектов ЮФО покрывают лишь 51,1 % расходов его бюджета. В целом бюджетные системы субъектов Южного федерального округа не могут обеспечивать собственным потенциалом текущие потребности территорий. Регион зависит от федерального центра и имеет недостаточные возможности преодоления угроз в области социального развития, не говоря уже об инвестиционном. Самый высокий уровень налогового потенциала наблюдается в таких субъектах, как: Волгоградская область, Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. В этих же субъектах уровень бюджетной обеспеченности после распределения дотаций изменяется не значительно, что свидетельствует, что более развитые регионы практически не нуждаются в дополнительной поддержке от центра. В остальных 8 субъектах изменение уровня бюджетной обеспеченности после перечисления дотаций значительно изменяется. Текущие потребности территорий Юга России, таким образом, не могут быть обеспечены собственными финансовыми ресурсами. Динамика бюджетных расходов на Юге России незначительная, поскольку ограничивается низкой динамикой налогового потенциала и лимитированием роста трансфертов из федерального бюджета уровнем инфляции. Дисбаланс между налоговым потенциалом и потенциалом бюджетных расходов вызывает потребность в существенной финансовой помощи из федерального бюджета (горизонтальное бюджетное выравнивание).
Основу доходной базы региональных бюджетов составляют:

ü налог на доходы физ. лиц;

ü налог на прибыль организаций;

ü налог на имущество предприятий;

ü налоги на малый бизнес;

ü налоги на рекламу.

местных бюджетов составляют:

ü налог на имущество физ. лиц.

ü земельный налог

ü налог на рекламу

ü налоги на малый бизнес

ЮР в системе бюджетного выравнивания по объемам поступления средств из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации занимает одно из первых мест.
Уровень дотационности республик Северного Кавказа в 2-3 раза выше, чем краев и областей ЮФО. Чем выше уровень развития региона, тем ниже удельная дотационность. региона. Дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации сохраняются на высоком уровне (рост в среднем по республикам на 14-15 %)

Высокая дотационность и несбалансированность налогового потенциала и потенциала бюджетных расходов в Южном федеральном округе сохранятся в среднесрочной перспективе. Поэтому дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации сохраняются на высоком уровне.

Намечена некоторая тенденция их снижения в целом по Югу России до 96,2 % причем за счет существенного снижения дотационности Краснодарского,Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей. Из республик следует отметить улучшение бюджетной пропорциональности и приостановление роста дотаций в Северной Осетии (Алании). При этом такие регионы как: республика Дагестан, республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская республика и республика Чечня являются наиболее дотационными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: