Испания

В 15 веке в Испании завершается многовековая борьба с арабами (Реконкиста). Вскоре Испания выдвигается в число могущественнейших государств Европы, она становится богатейшей колониальной державой. В Испании устанавливается абсолютистский строй; главной опорой испанского абсолютизма, имевшего значительно более узкую социальную базу, чем абсолютизм в большинстве других европейских стран, была католическая церковь. Разжигая революционный фанатизм в период войны с маврами, церковь в еще предшествующие столетия приобрела в Испании исключительно большое влияние. С возникновением абсолютизма церковь была поставлена в зависимость от королевской власти, в руках которой фактически оказалась учреждённая в 1478 году инквизиция, ставшая страшным орудием террора.

Завоевательная политика испанских королей, лелеявших мечту о создании всемирной христианской монархии во главе с Испанией, подтачивала силы страны и, с другой стороны, вызывала энергичное сопротивление со стороны европейских государств. При Филиппе II одна за другой следуют неудачи во внешней политике. В 1588 году Англия нанесла смертельный удар испанскому флоту, разгромив «Непобедимую армаду», посланную испанским королём для завоевания Англии. Безрезультатной оказалась и попытка Филиппа II вмешаться во внутренние дела Франции в период религиозных войн. Наконец, сильнейший удар престижу и могуществу Испании нанесло отпадение Нидерландов, остававшихся под властью Испании после разделения Германской империи в 1556 году. Эти неудачи обнаружили перед всем миром слабость Испании, вынужденной с этого времени уступить ведущую роль в Европе более передовым государствам.

Быстрый подъём Испании в конце 15 – первой половине 16 века сопровождался расцветом её культуры. Культура Испании 15 – 16 веков складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала глубоко народные черты испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов, решающую роль в которой играли широкие народные массы. Суровое и героическое прошлое страны оставило глубокий след в испанской культуре. Вся средневековая история Испании, все становление этой нации происходили в постоянной борьбе против ига чужеземцев.

Со второй половины 15 века Испания уже была единым государством; с начала 16 века это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Колоссальные богат­ства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Однако реакционная внутренняя и внеш­няя политика испанских королей, разорительные войны, постоян­ные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу 16 века.

Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи – не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могу­щества Испании и наступил несколько позднее. «Золотым веком» испанской живописи является 17 век, а точнее – 80-е годы 16 – 80-е годы 17 столетия. Для испанского искусства было характерно существование традиций, не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно национальными. У испанских художников было два основных заказчика: пер­вый – это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй – церковь. Роль католической церкви в сложении испан­ской школы живописи была очень велика. Под её влиянием форми­ровались вкусы заказчиков. Но суровость судьбы испанского на­рода, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено всё искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивитель­но уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. Нравственное и рели­гиозное начала переплетены между собой, слиты, в испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в об­разах святых.

Высокий уровень народного самосознания оказал влияние на литературу и искусство, способствуя развитию реализма и критического отношения к современному общественному строю. Однако, с другой стороны, на культуре Испании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15 – 16 веков.

Вершиной испанской литературы является творчество Мигеля де Сервантеса (1547 – 1616), воплотившего в своих произведениях лучшие традиции национальной культуры. Его «Дон Кихот» – гениальная сатира на современную Испанию.

Во второй половине 16 века расцветает и национальная испанская драма, представленная целым рядом писателей, среди которых первое место принадлежит Феликсу Лопе де Вега (1562 – 1635), основоположнику испанской национальной драмы, автору более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Развитие ренессансных форм в архитектуре и изобразительном искусстве Испании протекает медленно. Собственно ренессансные формы архитектуры утверждаются в Испании лишь к середине 16 века.

Кристоф Амбергер (1505–1562) Карл V (1532, Государственный музей, Берлин)

Испанская культура в начале 16 столетия испытывала растущее воздействие Италии. Между обеими странами расширялись дипломатические, торговые и культурные связи. Многие испанцы — участники военных походов Карла V — побывали в Италии. Испанское общество было увлечено культурой итальянского Возрождения. Для придворных кругов это увлечение выразилось в поверхностной моде на все итальянское. Но если взять всю культуру Испании в целом, то необходимо признать, что влияние Италии содействовало расширению творческих возможностей испанского общества. Многие из испанских мастеров учились у итальянских архитекторов, скульпторов, живописцев и работали в Италии.

Самое крупное сооружение первой половины 16 века — дворец Карла V в Гранаде. Его проект принадлежит испанскому архитектору Педро Мачука, учившемуся в Риме во времена Браманте и Рафаэля. Строительство дворца было начато в 1526 г., когда император решил создать в садах Альгамбры собственную резиденцию. Дворец воздвигался в непосредственной близости к знаменитому мавританскому комплексу, чем было нарушено его художественное единство. Строительство дворца, однако, тянулось с длительными перерывами до середины 17 в. и не было завершено.

Педро Мачука, замечательный архитектор эпохи Возрождения, разработал действительно функциональный и красивый дворец в самом сердце дворца Альгамбра.

Фасад дворца Карла V

Колоннада внутреннего двора

Архитектура Испании второй половины 16 века развивалась под непосредственным влиянием архитектуры итальянского Возрождения. Главным представителем её был Хуан де Эррера (1530 – 1579). По имени этого мастера сам стиль Высокого Возрождения в испанской архитектуре называют «эрререск». Аналитический, философский характер мышления Хуана де Эрреры, выдающегося теоретика архитектуры, не препятствовал тому, что в своей деятельности он обнаружил себя отличным и опытным практиком, обогатившим искусными изобретениями и новшествами технику строительства.

Главной работой Эрреры является королевский дворец-монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал близ Мадрида, очень внушительный, величавый и холодный. Его часто называют одновременно и «восьмым чудом света», и «архитектурным кошмаром». Он был построен в 1584 году в честь победы армии Филиппа II над французами в битве у Сент-Кантена 10 августа 1557 года, в день святого Лоренсо. Филипп II отличался глубокой религиозностью и слабым здоровьем и хотел жить в окружении монахов, а не придворных, поэтому Эскориал должен был стать в первую очередь монастырем ордена святого Иеронима, а уж затем королевской резиденцией.

Сан Лоренсо дель Эскориал

Эскориал построен из голубоватого гранита, некоторые считают, что здание по форме напоминает перевернутую жаровню в память о святом Лоренсо, которого зажарили живым. Этот дворец объединил церковь, монастырь, королевские покои, мавзолей-усыпальницу королей и библиотеку. Эскориал отличается строгостью, суровой простотой общего решения, почти полным отсутствием декоративных элементов и своим мрачным обликом напоминает крепость. Интерьеры характеризуются той же простотой и лаконизмом.

Современниками строительства Эскориала, для которых архитектура Древнего Рима служила высшим воплощением концепции величественного, испанский памятник признавался сооружением, равноценным памятникам античности. Эскориал стал памятником и великому испанскому архитектору Хуану де Эррере. Крупными работами Эрреры являются также собор в Вальядолиде и биржа в Севилье.

Будучи по преимуществу религиозным искусством, испанская живопись 15 века была особенно сильно скована требованиями церкви. Инквизиция пользовалась правом своего рода цензуры. Она наложила запрет на изображение наготы, восставала против светской трактовки религиозных сюжетов, препятствовала проникновению в живопись сюжетов античной мифологии. Всё это тормозило развитие ренессансных явлений в испанском искусстве. Правда, в картинах некоторых испанских художников конца 15 века, например Хаима Уге (? – ок. 1500) или Педро Берругете (? – 1506), с большей силой проявляются реалистические устремления, сказывающиеся в разнообразии типажа, попытки социальной характеристики действующих лиц, блестящей передаче качества и фактуры предметов. Однако в произведениях этих художников еще мало развита перспектива, сохраняется условный золотой фон, фигуры располагаются на плоскости. Произведения их посвящены религиозным сюжетам, причём особенно часто изображаются сцены различных мучений, казней и т. п. Известное влияние на испанскую живопись 15 века оказало искусство североевропейских стран периода поздней готики и Раннего Ренессанса. Значительный след оставило, в частности, посещение знаменитым нидерландским художником Яном ван Эйком в 1429 году Пиренейского полуострова. Увлечение нидерландской живописью проявляется в заимствовании техники и в стремлении к тщательной выписанности деталей, которое с этого времени становится характерным для испанской живописи.

В начале 16 века в связи с превращением Испании в мировую державу значительно расширились её международные культурные связи. Культура Италии наложила отпечаток и на испанскую живопись 16 века. Итальянские походы императора Карла V способствовали ознакомлению испанцев с произведениями художников Италии. С этого времени в Испании возникает большой интерес к искусству итальянского Возрождения. Многие живописцы едут учиться в Италию и стремятся овладеть передовыми достижениями её искусства – перспективой, светотенью, умением передавать строение человеческого тела. Испанские художники многому научились в Италии, однако существо итальянского Возрождения осталось им чуждым: в Испании не было почвы для развития жизнеутверждающего мировоззрения и трезвого рационализма, составляющих основу итальянской художественной культуры. Гораздо ближе по духу к некоторым течениям испанской живописи оказалось искусство маньеризма, которое находит в Испании много последователей. Даже художники, подражающие произведениям мастеров Высокого Возрождения, обычно интерпретируют их в духе маньеризма, как можно видеть на примере валенсийского живописца Хуана де Хуанеса (ок. 1523 – 1579), вдохновившегося «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. В произведениях испанцев страстность и преувеличенная экспрессия всегда превалирует над стремлением к равновесию и гармонии.

Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет Филиппа II c чётками», Прадо. 1573

С середины 16 века, во времена правления Филиппа II, маньеристическое направление в искусстве Испании оттесняется официальным придворным искусством.В живописи при дворе Филиппа II, при покровительстве самого короля, насаждается подражание образцам Высокого Возрождения, преимущественно римской школы. В архитектуре возникает художественное направление, возглавленное Эррерой. В живописи создаются надуманные и холодными произведения, королевский двор становится главным заказчиком произведений искусства и диктует художникам свои требования. В этот период наиболее интересной областью испанской живописи является портрет – единственный светский жанр, получивший развитие в Испании. Среди портретистов, работавших при дворе Филиппа II, выделяются два прекрасных художника, заложивших основы испанского придворного портрета. Это Санчес Коэльо (ок. 1532 – 1588) и Хуан Пантоха де ла Крус (1551 – 1609). В портретах этих художников наряду с подчёркнутой сословной характеристикой изображаемых ими аристократов – чопорностью, надменностью, сдержанностью жестов, богатством костюма – всегда с поразительной правдивостью передаются черты лица и раскрывается внутренний мир портретируемого. Портретируя членов королевской фамилии и знатных аристократов, они положили начало особому типу испанского придворного портрета, не похожему ни на итальянский, ни на французский. Испанские аристократы отличались крайней чопорностью и спесью. Они не требовали, чтобы их писали красивыми, ибо гордились собой такими, каковы они есть, но хотели, чтобы портрет в наивысшей мере выражал их сословное достоинство. Их писали одетыми в черное, холодными и неприступными, спокойно-важными, вылощенными, стоящими очень прямо.

Живопись Испании второй половины 16 века не исчерпывается официальным придворным искусством. К иному направлению принадлежит один из первых мастеров того времени Луис де Моралес (1518 – 1582), прозванный Эль Дивино, то есть божественный. Его произведения не были одобрены при дворе, они грациозны и сентиментальны, но вместе с тем он слишком отдавался аффектации и манере. В творчестве Моралеса чувствуется влияние современных мистически-религиозных учений, распространенных в Испании, но не поощрявшихся официальной церковью. Его произведения проникнуты религиозным чувством и несут на себе отпечаток аскетического идеала средневековья. Произведения Моралеса очень эмоциональны, в них обычно подчёркиваются моменты страдания, скорби. Живопись его отличается тонкостью и тщательностью исполнения и близка по технике к нидерландской, хотя в более зрелых произведениях мастера чувствуется и стремление приобщиться к достижениям искусства Италии. Хорошее представление об искусстве Моралеса дают картины «Скорбящая Богоматерь» (приложение стр. 30 ил. 3) и «Мадонна с младенцем». Холодный колорит, гладкая, как бы эмалевая поверхность живописи являются характерными чертами этого мастера.

Не пользовался успехом при дворе и работавший в Испании один из крупнейших европейских художников второй половины 16 века Эль Греко, творчество которого стоит особняком в испанском искусстве. Его настоящее имя – Доменико Теотокопули, грек по происхождению родом с острова Крит. Расцвет его таланта наступил в Испании. Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Поздний Ренессанс, маньеризм, барокко, или, может быть, позднее эхо Византии и готики, или раннее предвестие экспрессионизма? Все это так или иначе можно усмотреть в живописи Эль Греко, но он остается в своем роде единственным. В зрелом творчестве Эль Греко резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь. У Эль Греко деформации выглядят неожиданными и загадочными, так как они не диктуются общим стилем времени, а вытекают из индивидуального стиля художника, построены по законам его духа. Его композиции озарены призрачными вспышками света, не имеющего реально обоснованного видимого источника, больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. Ведущее значение получает колорит, основанный на беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Художественный язык Эль Греко кажется порой совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры то напоминают взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлинёнными расплывчатыми тенями. Мастер особенно широко пользуется резкими, неожиданными ракурсами, приёмом стремительного изменения масштаба фигур, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельной глубине, где стёрты грани между землёй и небом. Вихревое, взмывающее вверх движение в картинах Эль Греко ничего общего не имеет с иллюзионистическими эффектами барочной живописи, подчиняясь стихии иного, воображаемого мира. Одежды и драпировки, окутывающие бесплотные тела, словно живут своей жизнью, следуя обособленному от фигур ритму движения. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя; иногда создаётся впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Творчество Греко представляется многообразным, противоречивым, сложным. Не всё здесь равноценно, многое иногда кажется навязчивым и утрированным. Часто его воображение принимает причудливые формы. Эль Греко стремился быть неординарным в своей манере живописи и в своем мышлении, он нарушал установленный традицией порядок расположения земной и божественной сфер в классической алтарной картине. Эти нарушения всегда вызывали бурю негодования у церковных служителей. Почти все его полотна сопровождались судебными разбирательствами, хотя при этом всегда признавался огромный талант художника.

В период с 1586 по 1588 год Эль Греко написал одну из своих самых известных картин: «Погребение графа Оргаса» (приложение стр. 31 ил. 4), которую заказала церковь Сан Томе. В основе сюжета лежит легенда о графе Оргасе, который пожертвовал церкви большие деньги и выразил желание быть похороненным в ней. Однако после его смерти, во время похорон с неба спустились святые и предали погребению тело графа собственными руками.

Художник создавал целые циклы алтарных картин, среди которых стоит выделить «Распятие», «Святое семейство» писал изображения святых, причем святые представали во весь рост, их фигуры сильно вытянуты, кажутся бесплотными, а фоном для его работ часто служили толедские пейзажи. Эль Греко постоянно обвиняли в том, что в его картинах нет официальной церковности, за что его чуть было не сожгли на костре. Он был не понят и отвергнут обществом и коллегами за дерзость и безумное нарушение всех жизненных правил.

Доменико Теотокопули с помощью светоносной живописи и одухотворенных трагичных образов создал новую оригинальную форму художественных изображении. Лучшее, что есть в его искусстве, имело большое влияние на формирование живописи Испании в 17 веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: