Цель – формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций позволяющих бакалаврам осуществлять:
- нормотворческую деятельность;
- правоприменительную и правоохранительную деятельность;
- экспертно-консультационную деятельность по вопросам: соответствия федерального законодательства принципам Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решениям Европейского суда по правам человека, конституционности нормативных правовых актов России и субъектов в ее составе, правового положения личности, реализации принципов государственного устройства в России;
- преподавательскую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по основам государственного и общественного устройства России, структуре конституционного права.
Основные профессиональные задачи курса дисциплины «Конституционное право» по подготовке бакалавров направлены на формирование базовых компетенций и предполагают освоение студентами конкретного образовательного содержания, овладение профессиональными практическими умениями и навыками, развитие его личности:
|
|
- развивать осознанное отношение к освоению знаний, необходимых для обеспечения конституционной законности, охраны и защиты основных прав и свобод личности во всех сферах общественных отношений;
- вырабатывать умения выявлять и анализировать пробелы, коллизии в источниках конституционного права, проблемы реализации и защиты конституционных норм, предлагать пути их разрешения и восполнения;
- формировать способность уяснения концепции закона и замысла законодателя в содержании конституционно-правовой нормы;
- формировать осознанное убеждение в социальной ценности конституционных предписаний и необходимости выполнять самим и требовать от других строгого и неуклонного следования данным предписаниям;
- создавать необходимые предпосылки для практического применениянавыков разработки, экспертизы, толкования и применения конституционных нормативных актов;
- создавать необходимые условия для овладения правовой культурой и профессиональным правовым сознанием;
- анализировать фактические обстоятельства, принимать по ним обоснованные решения и совершать адекватные действия, направленные на реализацию конституционно-правовых норм.
Требования к уровню освоения дисциплины бакалаврами:
Курс «Конституционное право» базируется на знаниях философии права, основ общей теории государства и права, истории отечественного государства и права, международного права, системы конституционного законодательства, экономических, политических и социальных факторов влияния на государственно-правовое регулирование жизнедеятельностью общества в России.
|
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление об организации и деятельности системы высших органов государственной власти направленной на защиту и обеспечение реализации основных права и свобод личности, механизме конституционно-правового регулирования этой деятельности.
Знать:
- современные тенденции развития российского государства;
- структуру, содержание, юридические свойства Конституции Российской Федерации, механизм охраны и защиты конституции;
- внутреннюю структуру отрасли конституционного права, характерные черты ее элементов;
- основные источники отрасли конституционного права;
- конституционные характеристики российского государства;
- принципы организации, деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, функции российского государства,
- принципы федеративного устройства России, механизм разграничения полномочий по предметам ведения между Российской Федерацией, и субъектами федерации;
- особенности правового статуса Российской Федерации и субъектов в ее составе;
- содержание основных прав и свобод личности, механизмы их реализации и защиты, конституционные основы гражданства Российской Федерации;
- правовое положение граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Уметь:
- оперировать категориями и понятиями отрасли конституционного права;
- анализировать, толковать и применять конституционно-правовые нормы;
- давать правовую оценку деятельности органов государственной власти, а так же их нормативных актов на соответствие конституции;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- принимать решения и совершать юридически действия в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными актами; регулирующими конституционно-правовые отношения;
- анализировать решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовые акты данного суда как источники конституционного права.
Владеть навыками:
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
|
|
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).