Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста по средствам экологического воспитания.

«Человек стал человеком только тогда,

когда увидел красоту вечерней зари и облачков,

плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека, но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

В.А. Сухомлинский

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начитать экологическое воспитание надо с детьми дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившее определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране.

Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно – правильного отношения к окружающим их объектам природы.

Осознанно — правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать, или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно еще в детстве научиться замечать и видеть красоту гармонично развивающегося, здорового живого организма, понимать и чувствовать ее, тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам взрослым, и детям, как пищи для души, а порой как лекарство. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь научиться в дошкольном возрасте испытывать восторг восхищаться природой. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и красота откроется. Но эту красоту нужно сберечь. Поэтому важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники ДОУ, дошкольники и их родители. В данную технологию включены экологические акции: «Зеленая елочка – живая иголочка»,

«Земля – наш дом», «Посади березку». Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участи в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Экологическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей. Весь учебный год совершенствуется интеллект: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствие, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ, а забота о своих питомцах помогает развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать сопереживать, заботиться о других.

Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней. Перед детьми постепенно ставятся познавательные задачи, создаются проблемные ситуации, решая их, деятельность приобретает поисковый характер.

Эстетическое развитие сопряженно с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Не остается в стороне и физическое развитие: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в физической активности, а также в таких играх дети познают окружающий мир. Физминутки и логоритмика раскрепощают детей: дети изображают птиц, животных, насекомых, учатся передавать их повадки.

Знакомства с удивительным миром природы не только источник развития, но и помощник, который научит испытывать радость от общения с этим удивительным миром.

Если мы научим детей истинно любить и бережно относиться к природе не вообще, где-то и как-то, а там где они живут, свою родную природу, которая окружает именно их, то можно будет с уверенностью сказать, что весь мир будет здоров, и жить в нем будет здоровое поколение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: