Понятие и структура игры

ИГРА — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение обще­ственного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных дейст­вий, в предметах науки и культу­ры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной прак­тики воспроизводятся нормы чело­веческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает по­знание и усвоение предметной и социальной действительности, ин­теллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

В советской психологии тео­рию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разраба­тывали Е.А.Аркин, Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельно­стью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой скла­дывается и совершенствуется уп­равление поведением. Отличитель­ными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся си­туации и быстрое приспособление дей­ствий к новой ситуации.

В струк­туру игры детей входят: роли, взя­тые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реаль­ных предметов игровыми, услов­ными; реальные отношения между играющими. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом игры является воспроизводимая в ней об­ласть действительности; содержа­нием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве глав­ного момента деятельности, а также отно­шения между взрослыми в их тру­довой и общественной жизни. В игре происходит формирование произ­вольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особен­ностью игры является ее двуплан­ность, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохра­няются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий вы­полняет реальную деятельность, осуществление которой требует дей­ствий, связанных с решением впол­не конкретных, часто нестандарт­ных задач, с другой — ряд мо­ментов этой деятельности носит условный характер, позволяю­щий отвлечься от реальной ситуа­ции с ее ответственностью и мно­гочисленными привходящими об­стоятельствами. Двупланность обу­словливает развивающий эф­фект игры.

Рубинштейн С.Л. выделил основные положения, характеризующие сущность игры. Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях сторон действительности, значимых для ребенка.

Для осуществления в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая – характерная – особенность игры: в игровой деятельности действия являются скорее выразительными актами, чем оперативными приемами.

Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Из этой особенности игры, вытекает то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Поскольку в игре существенны не абстрактные свойства предмета, а отношение человека к предмету, изменяются требования, предъявляемые к предмету. Во-первых, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и во-вторых, оперирование данным предметом должно быть доступно для ребенка.

В чем состоит специфика игры как деятельности?

1) Основной единицей игры является роль. В игре также выделяются несколько взаимосвязанных сторон.

Во-первых, роли, которые взяли на себя дети.

Во-вторых, игровые действия, которые позволяют детям реализовать свою роль; при этом чем более со­кращены и свернуты действия, тем глубже осознание роли ребенком.

В-третьих, игровое употребление предметов, заме­щение реальных предметов игровыми (стулья — по­езд, куклы — дети, бумажки — деньги).

В-четвертых, два уровня отношений между деть­ми: ролевые (они связаны с выполнением своей роли каждым ребенком) и реальные, характеризующиеся репликами, замечаниями. Эти отношения регулируют протекание игры.

Обозначенные стороны игры и составляют структуру игры как деятельности, при этом центральным моментом, объединяющим все остальные, является роль, которую берет на себя ребенок.

Ролью и действиями определен выбор атрибутов. Если нет реальных предметов, дети выбирают им заме­ну. Особо подчеркнем эту особенность игры: переход ре­бенка к замещению реальных атрибутов игровыми и есть основной признак ролевой игры, поскольку для дошкольника теперь самым главным является выпол­нение принятой роли. Действия подчинены этой задаче.

2) В игре цель и мотив совпадают. В игре не важен результат (материального результата она и не имеет), интересен сам процесс отображения роли. Эта характерная черта игры как деятельности ставит ее в особое положение ведущей деятельности.

3) Наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации.

4) Особая чувствительность игры к сфере челове­ческой деятельности.

К.Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для пост­роек, которыми уже самостоятельно займется сам ре­бенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: