Задача 9
По делу об изнасиловании трехлетней девочки было установлено следующее.
Сразу же после события преступления с дочкой разговаривала мать. Из лепета ребенка она поняла, что, когда дочь собирала цветы за домом на пригорке, к ней подошел дядя, взял на руки и отнес в лес. Там он снял с нее сапожки, спустил колготки, трусики и лег на нее. Когда девочке стало больно, и она громко Л заплакала, дядя стал душить ее за горло. Через некоторое время дядя поднялся, натянул ей трусы и колготки, обул, показал, как идти домой, а сам направился в глубь леса.
При допросе девочки удалось выяснить, что «дядя» был одет «в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Особенно девочке запомнились туфли, так как когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. О возрасте и других приметах «дяди» девочка ничего конкретного сказать не могла.
Какие существуют тактические приемы допроса малолетних, основанные на психологических особенностях детей младшей возрастной группы?
|
|
Задача 10
Девятилетняя девочка правильно назвала номер автоцистерны, шофер которой изнасиловал ее, последовательно давала показания о важных для дела обстоятельствах, уверенно опознала подозреваемого.
Две малолетние свидетельницы (шести и девяти лет) тоже дали непротиворечивые показания и опознали шофера.
Следователь, проводивший расследование, отметил: «Строить обвинение на показаниях одних детей было рискованно, так как известно, что дети склонны к фантазии, искажению фактов и вследствие неправильного восприятия тех или иных событий легко поддаются внушению со стороны взрослых».
Следует ли отдавать предпочтение показаниям взрослых? Во всех ли случаях показания детей менее полны и точны, чем показания взрослых? '
Наличие каких групп психологической информации необходимо для правильной психологической оценки малолетнего свидетеля и его показаний?