Методические указания по изучению темы. При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с определения содержания и соотношения понятий «мнение» и «суждение», затем перейти к характеристике и факторам формирования «индивидуального» (личного), «группового», «коллективного» и «общественного мнения», используя такие понятия как «социальная оценка», «коммуникация», «социальная ситуация», «ситуация коммуникации».

Обоснуйте, в чем состоит социологический подход к анализу общественного мнения. При рассмотрении общественного мнения обратите внимание на институциональные признаки общественного мнения, специфику его атрибутов: объекта, предмета, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

При характеристики общественного мнения обратитесь к таким социальным группировкам как аудитория и публика. Для более всестороннего изучения общественного мнения обратитесь к его концептуальным интерпретациям. Обратите внимание на специфику и факторы институционального формирования и функционирования общественного мнения.

Рассмотрите функции общественного мнения: оценочную, нормативную, информационную, аналитическую, адаптирующую, социального контроля, культуронаследования, экспрессивную.

Сравните формы институционализации общественного мнения в современном российском обществе. Особое внимание обратите на манипулирование общественным мнением, что предполагает определение процесса манипулирования, установление его институциональных субъектов, целей и функций, типично реализуемых в процессах массового манипулирования.

В заключении обратитесь к методам исследования и мониторинга общественного мнения.

Литература

Основная: [197]; [198]; [42]; [64].

Дополнительная: [239]; [238]; [259]; [263]; [264]; [265]; [269, с. 575-586].

Электронные ресурсы: [298].

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации».

2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение».

3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению.

4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.

5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.

6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение.

7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения.

8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе.

9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.

10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции.

11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: