Вопросы этики в работе аудитора рассматриваются в Кодексе этики аудиторов России. Один раздел кодекса затрагивает модель поведения аудитора и аудиторской организации, в основу которой положены следующие основные принципы поведения: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. В этом разделе наряду с отмеченным, большое внимание уделено угрозам и мерам предосторожности. Угрозы касаются возможностям соблюдения, несоблюдения выше названных принципов. Эти угрозы касаются:
- личной заинтересованности аудитора, а также его ближайших родственников;
- самоконтроля и заступничества в оценке мнения других аудиторов;
- близкого знакомства вследствие чего аудитор с излишним чувством сочувствия относится к интересам других лиц;
- шантажа (попытка помешать аудитору поступать независимо).
В качестве примера обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы можно рассмотреть следующие.
|
|
1. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности:
а) финансовая заинтересованность в клиенте или общая с клиентом финансовая заинтересованность;
б) чрезмерная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента;
в) наличие тесных деловых отношений с клиентом;
г) обеспокоенность возможностью потерять клиента;
д) возможность стать сотрудником клиента;
е) условный гонорар, зависящий от результатов проверки достоверности информации;
ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги по проверке, либо директору или иному должностному лицу клиента, а также заем, получаемый от них.
2. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, являются, в частности:
а) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с директором или иным должностным лицом клиента;
б) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
в) бывший собственник или руководитель аудиторской организации является директором или иным должностным лицом клиента, либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
г) принятие подарков или знаков внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;
д) длительные деловые отношения между старшим персоналом аудиторской организации и клиентом.
|
|
Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качеств аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 подразделяются на:
• федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
- определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
- разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
- являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
- определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
- не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
- не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
- являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
В настоящее время, действуют 29 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и 9 Федеральных стандартов аудиторской деятельности (см. Приложение 2).
Внутренние регламенты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Применение внутренних регламенты в аудиторских организациях способствует:
- соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
- использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
- увеличению объема выполняемых аудиторских работ.
Использование внутренних регламентов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.
Внутренние (внутрифирменные) регламенты целесообразно разработать по следующим направлениям работы:
• структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;
• расшифровка, дополнение и уточнение положений российских правил (стандартов);
• методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
• организация сопутствующих аудиту услуг;
• образование и переподготовка кадров.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются на основе Международных стандартов аудита.Международные стандарты аудита разрабатывает Комитет по Международной аудиторской практике, являющийся постоянным комитетом Совета Международной Федерации Бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в СМФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
|
|
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е гг. ХХ в. И часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Ежегодно в МСА вносятся изменения, хотя и незначительного характера.
Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.
МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.
В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специальные – стандарты и нормы прогнозов, планов, этики и т.д.
Таблица 6
Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита
Внутренний аудит | Внешний аудит |
Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе | Осуществляется профессионалами, которые не являются наемными работниками, а выполняют функцию засвидетельствования, главным образом на договорной основе |
Основная задача - удовлетворение потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы | Главная задача - высказать свое мнение для нужд третьих лиц |
Действенность и эффективность прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита | Объем, содержание и характер, а также аудиторский риск определяются в зависимости от качества и действенности внутреннего аудита |
Хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике и общеметодическим положениям | Состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов и уровень контроля проверяются, чтобы определить масштаб внешнего аудита и уровень первоначального доверия к данным учета и отчетности |
Ориентация работы на отношение по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе | Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям |
В остальном, методические приемы документального и фактического контроля могут быть весьма сходными, хотя их соотношение, применяемое аудиторами, различно | |
Внутренний аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям | Связь с выявлением фактов мошенничества и хищений, с контролем постановки материальной ответственности является не прямой, а случайной, т. е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности |
Внутренний аудит должен быть организационно независимым от ревизуемых объектов, а в целом аудиторы должны удовлетворять потребности руководства данной хозяйственной системы и получать от него заработную плату | Внешний аудит должен быть независимым от клиента не только организационно, но и в материальном отношении, практикуя денежные залоги, предоплату за предстоящий аудит или иные источники финансирования |
Внутренний аудит - часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным | Внешний аудит является периодическим, осуществляется примерно с годовым интервалом |
|
|