Эвакуационные выходы и пути: понятие, определение, иллюстративные схемы. Понятие запасного эвакуационного выхода, область применения и нормативные требования к устройству

Эвакуация (п. 6.2 СНиП 21-01-98) представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Эвакуация людей при пожаре (ГОСТ 12.1.033-81*) вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Спасение (п. 6.3 СНиП 21-01-98) представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Путь эвакуации – последовательность коммуникационных участков, ведущих от мест пребывания людей в безопасную зону. Такой путь должен быть защищен требуемым нормами комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также организационных мероприятий.

Эвакуационный выход – выход, на путь эвакуации, ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации:

· Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро- и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам.

· Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов, отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей.

· Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов.

· Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение.

· Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность.

Общие требования к эвакуационным путям и эвакуационным выходам по СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

Номера маршрутов Описание маршрута эвакуации из помещений первого наружу:
  непосредственно;
  через коридор;
  через вестибюль (фойе);
  через лестничную клетку;
  через коридор и вестибюль (фойе);
  через коридор и лестничную клетку;
  в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1а. Эвакуационные выходы из помещений 1-го этажа.

 

Номера маршрутов Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого
  Непосредственно в лестничную клетку или лестницу третьего типа
  В коридор ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа
  В холл фойе выходм непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 го типа
  В соседнее помещение (кроме помещения А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1б. Эвакуационные выходы из помещений, расположенных на любых этажах, кроме 1-го.

Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход.

Надпись «Запасный выход» наносилась заводами-изготовителями подвижного состава транспорта на специально оборудованных окнах автобусов, троллейбусов и трамваев с внутренней стороны. Надпись часто сопровождалась следующими пояснениями: «Выдернуть шнур», «Выдавить стекло», «Разбить стекло молотком» и «Молоток находится у водителя». Такие надписи можно было видеть как в советское время, так и сейчас — не только в старом транспорте, но и в новом подвижном составе.

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.

Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей эвакуационные пути и выходы должны отвечать определенным требованиям.

Во внутренних и наружных стенах имеются различные проемы, разнообразные пути движения людей (проходы, фойе, коридоры, лестницы и т.п.). Однако не каждый проем можно считать эвакуационным выходом и не всякий коридор или лестницу – эвакуационным путем.

К эвакуационным выходам и путям относятся только такие, которые обеспечивают безопасное удаление людей от источника опасности за пределы помещений, здания или сооружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: