Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
· Федеральный бюджет
· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
· бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
|
|
Доходы формируются за счет: налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
· военные;
· экономические;
· на социальные нужды;
· на внешнеполитическую деятельность;
· на содержание аппарата управления.
бюджет с превышением расходов над доходами, те с дефицитом, с превышением доходов над расходами, те с профицитом. Для покрытия дефицита государство прибегает к дополнительной эмиссии денег, это плохой вариант, поскольку ведёт к росту инфляции. Также осуществляются государственные займы, занять можно у Центрального банка, внебюджетных фондов (дорожный, пенсионный), у коммерческих банков, у населения и частных предпринимателей. А также за счёт повышения налогов. Профицит должен сокращаться следующим образом: 1. уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности; 2. сокращение доходов от реализации гос займов и резервов; 3. направление бюджетных средств на погашение гос обязательств; 4. передача части доходов бюджетам других уровней. Если данные меры нецелесообразны, то следует сокращать налоговые доходы бюджета.