Основные задачи и принципы семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении рода и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

З адачи семьи состоят в том, чтобы:

• создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

• стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

• передать ребенку опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи как ее равноправного участника;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в требованиях (не требовать невозможного);

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания. Их можно свести к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Типичные варианты отношений

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее заключается в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность – в том, что при всей ее важности родители и педагоги зачастую ее не замечают.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной, конфликтной ситуации. Они видят не последовательный процесс развития отношений, а внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Один из вариантов отношений родителей и детей – устойчивая потребность во взаимном общении. Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Родители чутко понимают мир ребенка, его возрастные запросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: