Общество, нация, семья

Человек живет не только в мире природы, основная часть его жизни проходит в социальном мире. Когда вам задают вопрос: «Вы откуда? Где живете?», а вы отвечаете: «Я из России», то вы имеете в виду не равнины и леса России, а прежде всего и главным образом – то особое общество, в котором родились, выросли, культуру которого впитали с молоком матери. Поэтому вопросы об окружающем мире с самого начала относятся не к природе, а именно к окружающей нас искусственной среде. Мы начали с онтологии только потому, что она проще и ее категории носят более общий характер.

Изучением социального мира, его структуры и развития занимаются социология, история, экономические и правовые науки, культурология, этнография и языкознание. Что остается на долю социальной философии? Что она может сказать об обществе такого, чего не говорят все эти дисциплины? Бог весть! Быть может, в силу неясности этого вопроса или необыкновенной сложности предмета, а быть может, благодаря тому, что предмет этот нам не безразличен, категории социальной философии весьма неопределенны по своему содержанию, и в них трудно выделить нечто такое, с чем все согласны. Тем не менее, попробуем. И если в качестве наиболее общей и исходной категории в онтологии выступала категория бытия, то здесь в качестве таковой целесообразно взять категорию общества.

Общество – способ существования людей.

Материальные тела существуют в пространстве и во времени, иначе они существовать не могут. Человек как материальное тело тоже существует в пространстве и во времени, но как личность он не может существовать вне общества себе подобных. Недаром уже Аристотель определял человека как общественное животное. Тигр или орел могут жить в одиночестве, человеку же для жизни требуется общество. Маугли или Тарзан – красивые, но неправдоподобные сказки Киплинга и Берроуза, и это доказано реальными событиями: ребенок, выросший среди животных, так и остается животным; человек, оказавшись в одиночестве, быстро теряет человеческие черты. Чтобы быть человеком, нужно жить среди людей.

Нет числа всякого рода обществам, в которых живет и действует человек: общество собаководов и общество филателистов; студенческие общества и общества любителей пива; профсоюзные и рабочие коллективы; общество защиты животных и общество охотников и рыболовов… Из этого громадного числа человеческих обществ мы выделим два, быть может, наиболее важных – нацию и семью.

Нация (от лат. natio – племя, народ) – исторически возникшая общность людей, объединенных определенной территорией, языком, экономическими связями, культурой.

Мы знаем французскую, польскую, немецкую многие другие нации, но, конечно, ближе всего нам русская нация. Ее представители населяют Восточную Европу уже более 1000 лет. У нас единый русский язык и своеобразная культура. С рождения усваивая эту культуру, мы становимся русскими людьми – это наш способ существования. На земле живут многие сотни наций, и каждая из них уникальна и необходима – как химический элемент в таблице Менделеева: железо и медь, углерод и золото важны, но уберите из таблицы какой-нибудь скромный аргон – в ней останется невосполнимое белое пятно.

Принадлежность человека к некоторой нации, усвоение им определенной национальной культуры делают индивида человеком, однако само приобщение к культуре осуществляется, в основном, в семье. Если нация – самая большая реально существующая общность людей, то семья находится на противоположном полюсе – это самый маленький коллектив, к которому может принадлежать человек.

Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, живущих совместно.

Именно в семье мы учимся ходить и говорить, слушаем первые сказки и песни, усваиваем стандарты поведения и нравственные нормы. Именно в семье от родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев получает человек тот заряд любви (или ненависти) к окружающему миру, который потом питает его всю жизнь. Возможно, когда-нибудь человечество найдет иной способ воспитания человека, но пока только семья вполне способна справиться с этой задачей. Национальное входит в человека через семью, и в этом смысле семья является атомом нации.

Нередко в средствах массовой информации можно встретить рассуждения о человечестве, об общечеловеческих ценностях и т.п., поэтому, может быть, стоило бы говорить о человечестве как о предельно широкой общности людей. Однако едва ли человечество представляет собой реальную общность, скорее, говоря о человечестве, мы имеем в виду просто механическую совокупность живущих на земле людей. Как высказался однажды на встрече с журналистами наш нынешний президент В.В.Путин: «Вы говорите о нарушениях прав человека. Чьих прав конкретно? Имена. Явки, фамилии» («АиФ, 2001, н.41). Но простая совокупность человеческих индивидов еще не образует общества, для этого нужны хозяйственные и культурные связи, соединяющие людей в некоторую целостность. Однако, несмотря на все успехи в средствах передвижения и коммуникации, несмотря на наличие множества международных организаций, миллионы и сотни миллионов людей проживают свою жизнь где-нибудь в Азии, Африке, Америке, не будучи ничем не связаны с европейцами или жителями Китая. А так называемые «общечеловеческие ценности» – это, по-видимому, ценности одной из многих культур, навязываемых в качестве стандарта представителям других культурных общностей. Впрочем, вопрос о человечестве как некоей целостности – это тот вопрос, над которым стоит подумать самому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: