Человек живет не только в мире природы, основная часть его жизни проходит в социальном мире. Когда вам задают вопрос: «Вы откуда? Где живете?», а вы отвечаете: «Я из России», то вы имеете в виду не равнины и леса России, а прежде всего и главным образом – то особое общество, в котором родились, выросли, культуру которого впитали с молоком матери. Поэтому вопросы об окружающем мире с самого начала относятся не к природе, а именно к окружающей нас искусственной среде. Мы начали с онтологии только потому, что она проще и ее категории носят более общий характер.
Изучением социального мира, его структуры и развития занимаются социология, история, экономические и правовые науки, культурология, этнография и языкознание. Что остается на долю социальной философии? Что она может сказать об обществе такого, чего не говорят все эти дисциплины? Бог весть! Быть может, в силу неясности этого вопроса или необыкновенной сложности предмета, а быть может, благодаря тому, что предмет этот нам не безразличен, категории социальной философии весьма неопределенны по своему содержанию, и в них трудно выделить нечто такое, с чем все согласны. Тем не менее, попробуем. И если в качестве наиболее общей и исходной категории в онтологии выступала категория бытия, то здесь в качестве таковой целесообразно взять категорию общества.
|
|
Общество – способ существования людей.
Материальные тела существуют в пространстве и во времени, иначе они существовать не могут. Человек как материальное тело тоже существует в пространстве и во времени, но как личность он не может существовать вне общества себе подобных. Недаром уже Аристотель определял человека как общественное животное. Тигр или орел могут жить в одиночестве, человеку же для жизни требуется общество. Маугли или Тарзан – красивые, но неправдоподобные сказки Киплинга и Берроуза, и это доказано реальными событиями: ребенок, выросший среди животных, так и остается животным; человек, оказавшись в одиночестве, быстро теряет человеческие черты. Чтобы быть человеком, нужно жить среди людей.
Нет числа всякого рода обществам, в которых живет и действует человек: общество собаководов и общество филателистов; студенческие общества и общества любителей пива; профсоюзные и рабочие коллективы; общество защиты животных и общество охотников и рыболовов… Из этого громадного числа человеческих обществ мы выделим два, быть может, наиболее важных – нацию и семью.
Нация (от лат. natio – племя, народ) – исторически возникшая общность людей, объединенных определенной территорией, языком, экономическими связями, культурой.
|
|
Мы знаем французскую, польскую, немецкую многие другие нации, но, конечно, ближе всего нам русская нация. Ее представители населяют Восточную Европу уже более 1000 лет. У нас единый русский язык и своеобразная культура. С рождения усваивая эту культуру, мы становимся русскими людьми – это наш способ существования. На земле живут многие сотни наций, и каждая из них уникальна и необходима – как химический элемент в таблице Менделеева: железо и медь, углерод и золото важны, но уберите из таблицы какой-нибудь скромный аргон – в ней останется невосполнимое белое пятно.
Принадлежность человека к некоторой нации, усвоение им определенной национальной культуры делают индивида человеком, однако само приобщение к культуре осуществляется, в основном, в семье. Если нация – самая большая реально существующая общность людей, то семья находится на противоположном полюсе – это самый маленький коллектив, к которому может принадлежать человек.
Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, живущих совместно.
Именно в семье мы учимся ходить и говорить, слушаем первые сказки и песни, усваиваем стандарты поведения и нравственные нормы. Именно в семье от родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев получает человек тот заряд любви (или ненависти) к окружающему миру, который потом питает его всю жизнь. Возможно, когда-нибудь человечество найдет иной способ воспитания человека, но пока только семья вполне способна справиться с этой задачей. Национальное входит в человека через семью, и в этом смысле семья является атомом нации.
Нередко в средствах массовой информации можно встретить рассуждения о человечестве, об общечеловеческих ценностях и т.п., поэтому, может быть, стоило бы говорить о человечестве как о предельно широкой общности людей. Однако едва ли человечество представляет собой реальную общность, скорее, говоря о человечестве, мы имеем в виду просто механическую совокупность живущих на земле людей. Как высказался однажды на встрече с журналистами наш нынешний президент В.В.Путин: «Вы говорите о нарушениях прав человека. Чьих прав конкретно? Имена. Явки, фамилии» («АиФ, 2001, н.41). Но простая совокупность человеческих индивидов еще не образует общества, для этого нужны хозяйственные и культурные связи, соединяющие людей в некоторую целостность. Однако, несмотря на все успехи в средствах передвижения и коммуникации, несмотря на наличие множества международных организаций, миллионы и сотни миллионов людей проживают свою жизнь где-нибудь в Азии, Африке, Америке, не будучи ничем не связаны с европейцами или жителями Китая. А так называемые «общечеловеческие ценности» – это, по-видимому, ценности одной из многих культур, навязываемых в качестве стандарта представителям других культурных общностей. Впрочем, вопрос о человечестве как некоей целостности – это тот вопрос, над которым стоит подумать самому.