Программа учебного курса

«ИСТОРИЯ»

Вводная часть

Предмет и задачи учебного курса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Восточные славяне и образование Древнерусского государства.

Проблема происхождения и прародины славян с точки зрения археологии, лингвистики и письменных источников. Праславяне в Прикарпатье (II в. до н. э. – V в. н. э.). Первые письменные известия о славянах. Формирование трех славянских ветвей.

Восточные славяне в VIII–IX вв.: расселение, хозяйственные занятия, развитие общественных отношений. Контакты славян с финно-уграми, балтами и кочевниками степей. Предпосылки образования Древнерусского государства.

«Повесть временных лет» о начале русской государственности. «Норманнская проблема» в русской исторической науке. Роль варягов в формировании государства восточных славян. Происхождение названия «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Олег – первый князь Руси. Объединение Новгорода и Киева. Походы на Константинополь и договоры с Византией. Князь Игорь. Походы на Византию. Восстание древлян. Деятельность княгини Ольги. Создание системы сбора дани. Принятие Ольгой христианства. Князь Святослав и его походы. Разгром Хазарского каганата. Войны с Болгарией и Византией.

Князь Владимир. Расширение территории и укрепление границ государства. Борьба с печенегами. Начало чеканки монеты. Языческая реформа князя Владимира. Крещение Руси. Проблема выбора веры, причины принятия христианства восточного толка. Принятие христианства в контексте русско-византий­ских отношений. Христианизация Руси: методы и сроки. Становление церковной организации. Значение крещения Руси.

Социально-политическое развитие Руси. Государственное управление. Князь и дружина. Вече. Полюдье и дань. Социальные отношения.

Древнерусское государство в XI–XII вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: