Восприятие человека: основные принципы

Восприятие человека осуществляется по определенным принципам. Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное, то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам.

Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия. Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности.

Образ восприятия - Отражение в субъективном плане реальных объектов и их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Предметность - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.

Таким образом, целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта.

В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом.

Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):

•зрительное;

•слуховое;

•осязательное (тактильное);

•вкусовое;

•обонятельное.

Установка - Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Атрибуция - (от англ. attribute - приписывать, наделять) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в ходе восприятия; необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в "достраивании".

Стереотип - Жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей.

Предубеждение - Установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Когнитивный диссонанс (от англ. слов: cognitive - «познавательный» и dissonance - «отсутствие гармонии») - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Перцепция социальная - Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.); факт социальной обусловленности восприятия.

Апперцепция - Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.


ТЕМА 9.3: Внимание

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Объем внимания - Одна из важных характеристик внимания, показывающая количество объектов, воспринимаемых одновременно.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета (или вида деятельности) на другой.

Распределение внимания одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях.

Концентрация внимания - одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.

Интенсивность внимания - характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального.

Устойчивость внимания - устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение сравнительно длительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на том или ином объекте. Это свойство внимания выступает как одно из наиболее существенных и основных, так как создает человеку возможность детально исследовать те или иные объекты. Состоянием, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т. е. его периодические отвлечения или ослабление.

Доминанта - Господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит "переключение" раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. Понятие введено А.А. Ухтомским. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения.

Ориентировочный рефлекс - Комплекс реакций организма в ответ на новый раздражитель: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

Произвольное внимание - Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект. Обычно рассматривается в противопоставлении вниманию непроизвольному, не связанному с волевыми усилиями.

Примеры произвольного внимания:

- студент заставляет себя слушать профессора,

- водитель ведет машину, стараясь не отвлекаться на посторонние сигналы,

-посетитель в определенном порядке рассматривает экспонаты в музее.

Непроизвольное внимание - Непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Послепроизвольное внимание - Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.


ТЕМА 9.4: Память. Мнемические процессы.

Память - Способность психики сохранять во времени и воспроизводить те или иные образы.

Мнемические процессы - совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, воспроизведения, забывания и пр.


Мнемоника - это совокупность методов и правил, служащих для улучшения производительности памяти, основными принципами которых являются упорядочение информации, применение ассоциативного подхода и создание мысленных образов. Когда в информации есть смысл, она запоминается с легкостью. С другой стороны, иногда требуется запомнить такую информацию, как направление движения, дата или номер телефона. Мнемоника используется для запоминания именно этого вида данных, а также для усиления общей способности к удержанию информации.

Запечатление у животных - Форма раннего научения животных, характеризующаяся связыванием некоторых врожденных инстинктов с отличительными признаками некоторых объектов (родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги), на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение.

Узнавание - В процессе восприятия человек решает различные задачи узнавания предметов и явлений. Самая элементарная форма узнавания - это более или менее автоматическое узнавание в действии. Она проявляется в виде адекватной реакции на привычный раздражитель. Следующей ступенью является узнавание, связанное с чувством знакомости, но без возможности отождествления узнанного предмета с ранее воспринятым. И наконец, высшей ступенью узнавания является отождествление предмета восприятия с предметом, воспринятым ранее.

Припоминание - Процесс актуализации когда-то запомненной информации.

Воспроизведение - Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.

Торможение - Нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма.

Проактивное торможение - Затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности.

Ретроактивное торможение - Тормозящее влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.

Эйдетический образ - Образ предметов или композиций из них, сохраняемый в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющий отчетливость и деталировку.

Иконическая память - Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.). Имеет большую емкость; угасает примерно за четверть секунды; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Информация передается в кратковременную память.

Реминисценция - Явление, при котором воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана первым делом с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на материале, вызывающем интерес.

Амнезия - Частичная утрата способности сохранять в памяти информацию, воспроизводить ее.


ТЕМА 9.5: Мышление как высший познавательный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: