Pap., 23 quaest., D 41, 2, 46

Хотя бы другой вторгся на пастбище с намерением овладеть, следует считать, что первый владелец продолжает владеть, пока не знает, что владение захвачено другим. Ибо как путы обязательства прекращаются таким же образом, каким они обыкновенно устанавливаются, так не следует отнимать у незнающего владение, которое удерживается одной волей.


Какой способ приобретения владения описывает Папиниан?

В каком случае прекращается владение у прежнего владельца и возникает владение у узурпатора?

В каком смысле Папиниан говорит, что владение "удерживается одной волей"?

Задача 3.


Paul., 54 ad ed., D 41, 2,1,3:

И приобретаем мы владение телом и волей, а не самой по себе только волей или только телом. Когда же мы говорим, что мы приобретает владение и телом, и волей, это не следует понимать так, что тот, кто хочет овладеть полем, обходит каждую пядь земли, но достаточно войти хотя бы на часть этого поля, если при этом мысль и намерение таковы, чтобы овладеть всем полем в целом.

Какие условия владения указывает Павел?

Как должна выражаться воля владельца?

Может ли безумный осуществлять владение?

Задача 4.


Gai., Inst., 4, 153:

Считается, что мы владеем не только тогда, когда владеем мы сами, но и если другой находится во владении от нашего имени, хотя бы он не был подчинён нашей власти, каковы колон и инквилин; считается также, что через тех, у кого мы оставили вещь на сохранение, или кому сдали в ссуду, или кому предоставили бесплатное жильё – владеем мы сами. И это то, о чём обычно говорят, что владение можно удерживать посредством любого, кто пребывает во владении от нашего имени.


Каким правом на имущество имеют лица, получившие вещь в залог, на сохранение, либо кому предоставлено бесплатное жильё? Из каких элементов состоит их право на вещь? Получали ли указанные лица интердиктную защиту?

Каким образом, кроме фактического господства над вещью, можно осуществлять владение?

Задача 5.

Gai., Inst., 4, 36:

Этот иск даётся тому, кто ещё не приобрёл по давности вещь, переданную ему по правомерному основанию, истребует её по суду, утратив владение ею. Ведь раз он не может претендовать, что она принадлежит ему по праву квиритов, прибегают к фикции, что он уже приобрёл её по давности, и он претендует, как если бы он уже стал её собственником по праву квиритов, например, таким образом, "Если бы Авл Агерий, который купил этого раба и который был ему передан, провладел им в течение года, и если бы тогда этот раб, о котором идёт тяжба, должен был принадлежать ему по праву квиритов…".


Проанализируйте текст Гая о формуле Публицианова Иска.

Реконструируйте ситуацию, представленную в тексте. На каком основании вещь была передана владельцу? Был ли он добросовестным? Являлся ли он римским гражданином?

Какое из условий приобретательной давности было нарушено? Почему владелец не может прибегнуть к поссессорной защите, а нуждается в исковой защите?

В чём заключается фикция Публицианова иска?

Что должен доказать Авл Агерий, чтобы выиграть дело? Должен ли он доказывать, что приобрёл вещь по давности? Должен ли он доказывать факт передачи владения?

Задача 6.


Gai., Inst., 2, 40-41:

Ибо если я не манципирую тебе res mancipi и не уступлю её тебе в суде, но просто передам, то вещь становится твоей in bonis, по праву же квиритов останется моей, пока ты, владея, не приобретёшь её по давности: ведь раз осуществилось приобретение вещи по давности, она становится твоей по полному праву, т.е. in bonis, и по праву квиритов так, как если бы она была манципирована или уступлена в суде.

О каком виде собственности идёт речь в данном отрывке?

Есть ли правовая возможность у такого собственника стать полноправным квиритским собственником?

Что такое конструкция "двойной собственности"? Почему у перегринов невозможна ситуация разделения собственности?

Задача 7.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: