Екатеринбург

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Методические указания по написанию курсовой работы для студентов специальности «Национальная экономика»
специализации «Экономика и право»

Екатеринбург


Составители: д.э.н., проф. Шайбакова Л.Ф., ст. преп. Молокова Е.Л., асс. Ляшенко Е.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа представляет собой самостоятельно выполненное научное исследование студента, в котором раскрываются его знания, приоб­ретенные навыки и умение применять их для решения конкретных практиче­ских задач.

В курсовой работе студент должен показать:

прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изло­жение теоретического материала;

умение изучать и обобщать литературные источники и фондовые мате­риалы, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

умение подбирать, анализировать и использовать законодательные и нор­мативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, локальные акты отдельных хозяйствующих субъектов;

навыки проведения анализов и расчетов, экспериментирования и вла­дения современной вычислительной техникой;

умение грамотно применять методы оценки экономической и социаль­ной эффективности предлагаемых мероприятий.

Общие требования к курсовой работе:

целевая направленность;

четкость построения;

логическая последовательность изложения материала;

глубина исследования и полнота освещения вопросов;

убедительность аргументаций;

краткость и точность формулировок;

конкретность изложения результатов работы;

доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

грамотное оформление.

Курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком, в структуре работы должна прослеживаться логика изложения мате­риала, предложения и мысли студента должны быть аргументированы и обоснованы. Результаты, полученные студентом, должны иметь практиче­скую или научную значимость и предназначаться для развития теории во­проса либо для совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов, решения их проблем, устранения недостатков.

По своему содержанию курсовая работа представ­ляет собой оригинальное научное исследование. В ней студент дает оценку того, как обстоит дело с конкретной проблемой в современной науке и прак­тике, анализирует существующие направления ее развития и совершенство­вания, дает оценку и критический обзор этих направлений, затем приводит обоснованные соображения о путях решения проблемы и вносит свои пред­ложения.

Целью выполнения курсовой работы является систематизация и рас­ширение теоретических знаний по специальности, развитие профессиональ­ных навыков и умений, выявление способности студента на основе полу­ченных знаний решать конкретные практические задачи.

Объектами, на базе которых может выполняться курсовая работа, являются:

предприятия и организации всех организационно-правовых форм и видов собственности, их объединения и структурные подразделения;

государственные и муниципальные институты и учреждения;

системы государственного управления и местного самоуправления;

предпринимательская деятельность.

Основными задачами, которые должен решить студент привыполне­нии курсовой работы выступают:

обоснование актуальности и значимости выбранной темы работы с точки зрения теории и практики хозяйственной деятельности;

изучение теоретических положений по проблеме, сущности экономи­ческих категорий и процессов, нормативной документации;

сбор необходимой для проведения исследования информации с при­влечением первичных и вторичных источников и использованием адекват­ных методов;

проведение анализа состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения показателей, и проблем, требующих решения или совершенство­вания;

разработка рекомендаций и предложений, их экономическое и органи­зационное обоснование, необходимое и достаточное для решаемой задачи;

обобщение результатов проведенных исследований, формулирование выводов о степени достижения целей, поставленных в работе, и возможности практического применения предложенных разработок.

Решение названных задач обусловливает необходимость предъявления к курсовой работе соответствующих требований:

практическая значи­мость (ценность) работы;

применение современной передовой методологии;

комплексный системный подход к исследованию темы;

наличие элементов творчества.

Тематика курсовых работ учитывает специализацию кафедры, а также профессиональные интересы ее профессорско-преподавательского состава, направленность подготовки студентов.

Однако при изучении перечня предлагаемых тем курсовых работ сту­денты должны учитывать, что он (перечень) является примерным. Студент имеет право самостоятельно определить тему курсовой работы или скорректировать предложенную тему с учетом своей подготовки, на­учно-познавательных и практических интересов.

Непременными структурными элементами курсовой работы явля­ются:

1. титульный лист;

2. реферат;

3. содержание;

4. введение;

5. основная часть;

6. заключение;

7. список использованных источников;

8. приложения.

Основная часть состоит из трех глав, каждая их которых имеет назва­ние, соответствующее теме курсовой работы.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. от 09.02.2009 г.).

2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изм. от 30.12.2008 г.).

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изм. от 23.07.2008 г.).

4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изм. от 30.12.2008 г.).

5. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ (с изм. от 18.12.2006 г.).

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (с изм. от 30.12.2008 г.).

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изм. от 30.12.2008 г.).

8. Об оценочной деятельности в Российской Фе­дерации: Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (с изм. от 30.06.2008 г.).

9. Справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».

10. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 Бухгалт. учет, анализ и аудит / М.А. Вахрушина и др.; под ред. М. А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2009.

11. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)" / А. Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ, 2007.

12. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий (теория, методика, ситуации, задания): учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)". -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008

13. Гражданское право: практикум: в 2 частях/ Н.П. Василевская; Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.

14. Гражданское право / С.С. Алексеев и др.; под общ. ред. С.С. Алексеева; Ин-т частного права. - М.: НОРМА, 2008.

15. Грудицына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.

16. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит". -2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

17. Жарылгасова Б.Т. Анализ финансовой отчетности: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Бухгалт. учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2009.

18. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалт. учет, анализ и аудит". -2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

19. Корпоративное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" / [Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. И. А. Еремичева, Е. А. Павлова; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохранит. органам "Закон и право". - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007.

20. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / О.И. Мамрукова. - 7-е изд., перераб. - М.: ОМЕГА-Л, 2008.

21. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учебник / В.В. Пиляева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

22. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", " Бухгалт. учет, анализ и аудит", " Налоги и налогообложение" / Т. А. Пожидаева. - М.: КноРус, 2010.

23. Попова Л.В. Оценка и налогообложение недвижимого и другого имущества предприятий: методы и практика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 080107 "Налоги и налогообложение" / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - М.: Дело и сервис, 2009.

24. Предпринимательское право России: учебник / В.С. Белых и др.; отв. ред. В.С. Белых; Урал. гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2008.

25. Прусакова М.Ю. Оценка финансового состояния предприятия: методики и приемы / М.Ю. Прусакова. - М.: Налог-Инфо: Вершина, 2008.

26. Селезнева Н. Н., Эриашвили Н. Д. и др. Налоги: учеб. для студентов вузов. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008.

27. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / В. Скрипниченко; Ин-т проф. бухгалтеров и аудиторов России. - СПб.: Питер, 2008.

28. Финансовый анализ: учеб. пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - 6-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2007.

29. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТИ, 2008.

30. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / В.М. Семенов и др.; под ред. В.М. Семенова. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

31. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521600 "Экономика" / В.К. Скляренко и др.; под ред. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2008.

32. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / А.Н. Романов (рук.) и др.; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007.



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ должен содержать все необходимые идентифи­кационные признаки и быть выполнен по следующему образцу:

РЕФЕРАТ должен в кратком виде (в объеме до 1/2 страницы) содер­жать:

сведения об объеме работы, количестве рисунков, таблиц, использован­ных источников информации, приложений;

перечень ключевых слов, состоящий из 5–15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание курсовой работы и обеспечивают возможность информационного поиска;

цель и объект исследования;


эффективность рекомендаций и предложений.

См. пример написания реферата к курсовой работе:

СОДЕРЖАНИЕ отражает структуру работы. В нем указывается пере­чень всех глав и параграфов курсовой работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы в курсовой работе должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах глав. Номер параграфа состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. После но­мера параграфа точка не ставится.

ВВЕДЕНИЕ. Во введении необходимо:

· обосновать актуальность выбранной темы с точки зрения практиче­ской значимости проблемы для общества в целом, отдельного хозяйствую­щего субъекта или региона, а также ее теоретической и методической разра­ботанности в специальной литературе;

· определить проблему исследования для данной курсовой работы;

· сформулировать цель курсовой работы и задачи по ее достижению. Цель работы должна формулироваться достаточно четко и содержать как ис­следовательский этап, так и рекомендательный. Например: «Изучить систему и особенности управления персоналом на предприятии и разработать реко­мендации по ее совершенствованию»;

· охарактеризовать объект и предмет исследования. Объектом исследо­вания выступает изучаемый хозяйствующий субъект (предприятие, организация, подразделение, учреждение, территория и т.п.). Предмет иссле­дования – это система, механизм, инструмент, отношения, изучаемые студен­том с целью выявления проблем и поиска путей их решения;

· отразить информационную базу исследования, перечислив основные виды источников информации, использованных для выполнения работы, и методы ее обработки;

· кратко описать структуру работы.

Объем введения – 2-3 страницы текста.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ. Курсовая работа должна содер­жать 3 главы (теоретическую, аналитическую, рекомендательную), каждая из которых делится на 2-3 параграфа. Обязательными для курсовой работы являются логическая связь между главами, доказательность и последователь­ное развитие основной темы на протяжении всей работы. Основная часть должна составлять не менее 80% полного объема курсовой работы.

Первая глава - теоретическая. Она должна содержать литературный обзор существующего состояния изучаемой проблемы и включать:

· сущность понятийного аппарата предмета исследования и его роль в на­циональной экономике, в жизнедеятельности отдельного хозяйствующего субъекта, в удовлетворении общественных потребностей и т.п.;

· обзор дискуссионных вопросов, по-разному освещаемых в научной ли­тературе. Он должен носить критический характер и отражать точку зре­ния автора курсовой работы. Изложение классификаций, систем, элемен­тов, инструментов и т.д., характеризующих рассматриваемую проблему;

· методические основы изучения проблемы исследования, выбранной для курсовой работы. При наличии различных методических подходов не­обходимо охарактеризовать их особенности и сформулировать свое пред­ставление по этому вопросу;

· особенности правовой регламентации предмета исследования; эконо­мико-правовые, организационные, управленческие и другие проблемы изу­чаемого явления в экономике России;

· выводы или краткое обобщение содержания главы.

При написании теоретической главы работы студент должен показать знание общетеоретических и специальных подходов к изучению проблемы, умение обобщать материал литературных источников, выявлять основные тенденции и особенности развития проблемы, сходства и различия в точках зрения авторов теоретических и методических работ, делать самостоятель­ные выводы. Для более сжатого и наглядного изложения материала следует использовать различные схемы, позволяющие объемно представить содер­жание понятий и процессов.

Объем первой главы – примерно 10-15 страниц.

Вторая глава – аналитическая. Она должна содержать полноценный экономико-правовой анализ изучаемого явления, выполненный на основе плановых или отчетных данных за несколько лет предприятия, организации, учреждения и включает:

· общую характеристику объекта исследования с точки зрения пред­мета деятельности, истории развития, основных показателей хозяйственной деятельности, экономического и финансового состояния;

· анализ состояния проблемы по ранее определенной методике исследо­вания. Характер и объем изучаемого фактического материала будет зависеть от особенностей этой методики и объекта исследования;

· зарубежный, передовой отечественный опыт или опыт конкурентов по устранению недостатков и разрешению проблем хозяйствующих субъек­тов;

· анализ системы законодательства и судебной практики по изучаемой проблеме, оценку локальных актов предприятий, организаций, учреждений, территорий;

· выводы по выполненному анализу.

При написании этой главы студент должен показать умение экономиче­ски грамотно анализировать и оценивать состояние проблемы для выбран­ного объекта исследования на основе собранных данных литературных ис­точников, статистических и справочных материалов, годовых и оперативных материалов предприятий (организаций), производить необходимые расчеты и делать обоснованные выводы. При этом он должен осуществить правильный отбор необходимой информации (не использовать ненужные сведения), оп­ределиться с временными границами сбора данных, применить необходимые методы их сбора и обработки. Наиболее полно должны быть проанализиро­ваны существующее состояние изучаемого явления, факторы, влияющие на его развитие, имеющиеся возможности и недостатки.

Анализ в большинстве случаев должен иметь динамичный характер, то есть отражать изменение показателя за ряд лет (например, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы). В случае невозможности сбора статистики за 5 последних лет динамический ряд можно построить за последние три года в поквар­тальной разбивке.

Для удобства анализа фактический материал должен быть оформлен в виде таблиц и рисунков (схем, графиков, диаграмм), сопровождаемых рас­суждениями и выводами. Наиболее объемные и первичные материалы могут быть вынесены в приложения.

В конце главы должны быть сформулированы выводы, сначала поло­жительные (что хорошего студент увидел, анализируя предмет и объект ис­следования), а затем – отрицательные (негативные тенденции, вскрытые про­блемы и недостатки).

Объем второй главы – примерно 15-20 страниц.

Третья глава - рекомендательная. Она должна быть направлена на устранение и разрешение сформулированных в предыдущих главах проблем и недостатков. В зависимости от цели и задач курсовой работы в ней могут быть представлены:

· перспективы развития хозяйствующего субъекта;

· программа мероприятий по совершенствованию какого-либо направле­ния деятельности предприятия (организации), которая позволит решить выявленные проблемы и преодолеть имеющиеся недостатки;

· предложения по совершенствованию методик и инструментов реше­ния каких-либо практических задач (плановых, аналитических, управленче­ских и т.д.) с их апробацией в реальных условиях и выводами об условиях применения;

· бизнес-план (или инвестиционный проект), необходимость реализа­ции которого была обоснована в предыдущей главе;

· предложения по изменению организационной структуры предприятия в целом или по отдельным направлениям деятельности;

· рекомендации по совершенствованию системы российского законода­тельства, локальных нормативных актов хозяйствующих субъектов;

· экономическое обоснование одного или совокупности предложений и рекомендаций.

При выполнении этой главы студент должен показать умение на ос­нове выводов проведенных исследований предлагать конкретные мероприя­тия, методы и способы разрешения конкретной проблемы. При этом стро­иться данная глава должна с учетом принципов системного подхода и дина­мичности. Необходимо учитывать взаимосвязи многих изменяющихся во времени объектов и факторов, а также многих сфер принятия управленче­ских решений в рамках предприятия с позиций как стратегического, так и оперативного управления.

Предложения и рекомендации студент должен обязательно обосно­вать с точки зрения экономических и, при необходимости, социальных по­следствий, которые будут проявляться в результате реализации этих разрабо­ток. Экономическое обоснование может быть выполнено в виде:

· расчета экономической эффективности инвестиций;

· оценки эффективности дополнительных текущих затрат на определен­ные мероприятия;

· оценки прогрессивности предложений по качественным параметрам;

· прогноза изменения определенных социально-экономических показате­лей;

· рейтинговых и экспертных оценок и т.д.

При этом студент должен выбрать адекватные методы и методики со­циально - экономического обоснования предложений, грамотно применить их, а также сделать необходимые выводы.

Объем третьей главы – примерно 5-10 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В этой части курсовой работы находят отражение ос­новные положения и выводы, содержащиеся во всех главах работы. Рас­кры­вается сущность проблем и недостатков деятельности хозяйствующих субъектов и кратко излагаются основные рекомендации, направленные на их разрешение и устранение. Приводятся итоговые показатели экономического обоснования сформулированных предложений и рекомендаций автора.

Объем – 2-3 страницы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ должен содер­жать перечень использованных при написании курсовой работы норма­тивно-правовых актов, справочных, статистических, учебных, научных ли­тературных источников, а также информации из Интернет с их полным библиографическим описанием.

ПРИЛОЖЕНИЯ. В приложения следует выносить вспомогательный или дополнительный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К нему относятся промежуточные расчеты, таб­лицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, компью­терные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности, нормативно-правовые акты или выдержки из них, ло­кальные акты предприятий.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продол­жать общую нумерацию страниц основного текста.

Общий объем курсовой работы должен быть 40-60 страниц (без приложений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: