Компетенция Российской Федерации

Как уже говорилось, Конституция РФ относит недропользование и
законодательство о недрах к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов РФ. Таким образом, определенной компетенцией в этой сфере
наделяются органы власти субъектов РФ. В теме "Источники горного пра-
ва" приведена общая система органов власти регионов и раскрыт ряд прин-
ципов регионального правового регулирования, в том числе отмечалось, что
такое регулирование должно осуществляться в пределах компетенции. Т. е.
совместное ведение не означает самостоятельное, независимое регулирова-
ние отношений и Российской Федерацией, и субъектами РФ, иначе возник-
нет множество неразрешимых коллизий.

Общий принцип распределения компетенции установлен в п. 5 ст. 1 ФЗ
«Об общих принципах организации органов власти субъектов РФ»
- компетенция разграничивается федеральными законами, Федеральным до-
говором и иными договорами, заключаемыми в соответствии с федераль-
ными законами. Таким образом, компетенция может разграничиваться фе-
деральными законами и договорами. Ни законы, ни договоры не могут из-
менять Конституцию РФ, т. е. обеспечивать полную передачу полномочий,
предусмотренных ее статьями 71 и 72, так, чтобы вопрос совместного ведения перешел в исключительное ведение РФ или наоборот. Однако зависи-
мость компетенции от федерального закона может существенно влиять на
ее объем.

Так п.п. 43 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации орга-
нов власти субъектов РФ» относит к компетенции субъектов РФ установле-
ние порядка пользования и распоряжения участками недр с общераспрост-
раненными полезными ископаемыми, участками недр местного значения
для целей строительства подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых. Таким образом, конституционная (п. в ст. 72 Консти-
туции) совместность владения, пользования и распоряжения недрами для
субъектов РФ оказалась существенно суженой. Этот закон допускает, что
компетенция регионов может устанавливаться и иными законами.

Общие вопросы распределения компетенции между федеральными ор-
ганами и органами власти субъектов РФ в сфере недропользования урегу-
лированы в статьях 3 и 4 Закона РФ «О недрах».

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере
регулирования отношений недропользования относятся:

разработка и совершенствование законодательства Российской Фе-
дерации о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования,
определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейше-
го расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы пу-
тем разработки и реализации федеральных программ;

установление общего порядка пользования недрами и их охраны,
разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе клас-
сификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

создание и ведение единой системы федерального и территориаль-
ных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информа-
цией, полученной за счет государственных средств;

государственная экспертиза информации о разведанных запасах по-
лезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или
опасность;

определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значений, установление перечней участков недр, право пользования, которые могут предоставляться на условиях соглашений о разделе продукции;

составление государственного баланса запасов полезных ископае-
мых; государственный учет участков недр, используемых для добычи по-
лезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра место-
рождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистра-
ция работ по геологическому изучению недр;

распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

введение ограничений на пользование недрами на отдельных участ-
ках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей
природной среды;

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ;

установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, а также утверждение соглашений на условиях раздела продукции;

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, связанных с пользованием недр;

защита прав пользователей недр и интересов граждан России;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;

заключение международных договоров Российской Федерации по
геологическому изучению, использованию и охране недр;

государственный контроль над геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;

заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

Реализация общей федеральной политики недропользования в Россий-
ской Федерации возлагается на федеральный орган управления государст-
венным фондом недр и его территориальные органы.

РФ может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ при условии передачи и финансовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: