Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: уст­ная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, ко­торые называют нарушениями произносительной стороны речи; 2) струк­турно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания мо­гут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) го-лосообразования; б) темпоритмической организации высказывания; в) интонационно-мелодической; г) звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно зак­репившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Сино­нимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные наруше­ния, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в наруше­нии силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возни­кать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Сино­ним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речев * программы, является центрально обусловленной, может быть органич кой или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синони тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой про­граммы, является центрально обусловленной, органической или функци ональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напо­ристой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти яв­ления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ус­коренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахи­лалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности ре­чевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого ап­парата. Синонимы: логоневроз <...>.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или фун­кциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: кос­ноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (суб­ституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не ус­воен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вслед­ствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу состав­ляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляци­онного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как проблемы изучения, обучения и воспитания, сформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцивания), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характера при их отсутствии — функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и та­кие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько зве­ньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизноше­ния, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами рече­вого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палапголалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искажен­ное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отече­ственной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловлен­ные врожденными расщелинами неба, т. е. грубыми анатомическими на­рушениями артикуляционного аппарата. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: