Содержание основных признаков механизма государства

1. Механизмом государства называется единая, централизованная иерархическая система органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть.

2. Данная система органов (механизм государства) обладает следующими
основными признаками:

• единство;

• иерархичность;

• наличие сходных целей и задач;

• осуществление деятельности государственного механизма особой группой людей, которая не совпадает с обществом и для которой управление является основным занятием;

• наличие структурных элементов-государственных органов, наделенных властными полномочиями;

• наличие аппарата принуждения.

Единство государственного механизма состоит в том, что составляющие его органы, несмотря.на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему (например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом являются частями одного государственного механизма, представляют различные ветви единой государственной власти, взаимосвязаны и взаимозависимы парламент утверждает правительство, правительство, как правило, ответственно перед парламентом, в отдельных случаях может инициировать его роспуск).

Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов. Взаимоотношения между государственными органами в иерархической пирамиде могут строиться как на началах координации (совместное решение тех или иных проблем на основе партнерства, разделения полномочий), так и на началах субординации (подчинение нижестоящих органов вышестоящим). Примером деятель ности, основанной на принципе координации, являются взаимоотношения между Федеральным Собранием парламентом Российской Федерации и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации; на принципе субординации работа органов Прокуратуры РФ (подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ).

Все государственные органы объединены выполнением сходных целей и задач реализацией функций государства.

Деятельность государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которые:

• занимаются управлением в качестве основного вида деятельности;

• обособлены от общества;

• наделены властными полномочиями;

• обладают специальной подготовкой;

• подчиняются специальным нормам своих органов и организаций.

В качестве примера представителей данной группы можно выделить:

• Президента Российской Федерации;

• членов Правительства РФ;

• депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

• судей;

• чиновников различных уровней;

• военнослужащих и офицерский состав;

• работников милиции, прокуратуры, спецслужб и иных государственных организаций.

Основным элементом государственного механизма является государственный орган, который:

• занимает определенное место в иерархической системе механизма го, сударства;

• выполняет определенные функции;

• имеет свою структуру;

• наделен властными полномочиями.

(Пример: районный суд, администрация субъекта РФ, отделение ми] лиции и т.д.)

Возглавляют систему государственные органы (то есть находятся на вершине иерархической государственной пирамиды и являются выс шими государственными органами):

• Президент РФ;


• Правительство РФ;

•Федеральное Собрание парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации);

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ;

• Высший арбитражный суд РФ.

В некоторых случаях граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными лицами. (Например: начальник отделения милиции, капитан корабля, директор государственного предприятия, командир воинской части.) Понятие "государственный служащий" шире понятия "должностное лицо" (то есть не каждый государственный служащий является должностным лицом).

Одним из главных признаков государственного механизма является наличие специального аппарата принуждения.

Без аппарата принуждения невозможно само существование государства. Данный аппарат:

наделен специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства;

•имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства;

• имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которого выполняет определенные функции;

• строится на основах четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;

• действует на основе Конституции и законов в том случае, когда принуждение необходимо;

• находится под контролем государства.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как "силовые структуры". К ним относятся:

• армия;

• органы внутренних дел;

• Федеральная служба безопасности; •разведка, контрразведка;

• пограничная служба;

• аппарат судебных исполнителей;

• система исполнения наказаний (тюрьмы, колонии и т. д.);

• иные органы, исполняющие функции государственного принуждения.

Понятие "механизм государства" не следует отождествлять с понятием "государственный аппарат".

Государственный аппарат (система государственных органов) составляет основу механизма государства. Целостную систему государственного механизма составляют:

• государственные органы;

• государственные учреждения;

• государственные предприятия.

Механизм государства является материальным выражением государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: