Анализ правовых актов позволяет выделить следующие полномочия прокурора по данному виду надзора:
• проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими ОРД, требований закона либо на основании жалоб граждан, а также вплановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;
» знакомиться с док-ми, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях ОРМ;
• требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
• давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса ОРМ либо требовать их прекращения;
• отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании оперативно-розыскных материалов;
• направлять в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции. судей;
• опротестовывать противоречие закону приказы и указания руководителей органов осуществляющих ОРД;
|
|
• вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
• при обнаружении признаков преступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным УПК, и решает вопрос о возбуждении, либо отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников оперативных подразделений;
• по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного. учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
При проведении проверок прокуроры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. При крайней необходимости прокурор может снимать с них копии и делать выписки. В случае неосторожного обращения и утечки секрет. информации проводится служебное расследование.
Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. В данном случае при наличии оснований прокурор принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности.
В ходе осуществления надзора прокуроры требуют предоставления подлинных оперативно-служебных документов. Руководитель оперативно-розыскного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет ПН.
|
|
Одним из полномочий является также указание прокурора о проведении ОРМ, которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме. Обжалование полученных указаний не приостанавливает их исполнение.
Из ФЗ ЗоП
Статья 30. Полномочия прокурора
1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Из ФЗ об ОРД
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.