- Эффективное разделение полномочий между бизнесом и государством в национальной экономике. Золотое правило данного разделения гласит: сектор государственного управления не должен извлекать прибыли от присущей ему деятельности.
- Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и местным самоуправлением. К нерыночным и исключительным услугам можно отнести социальные программы, т.е. государство оказывает социальные услуги на безвозмездной основе или продает некоторые из них по ценам, не оказывающим влияния на рынок услуг и на уровень конкурентности на нем.
- Неисключаемость услуг государственного и муниципального сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без предоставления в распоряжение всех других лиц.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
|
|
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
1. единства законодательной и нормативной базы единая бюджетная классификация;
2. открытости и прозрачности государственного и муниципального секторов экономики;
3. разграничения полномочий и предметов ведения между бюджетами разного уровня;
4. целевой ориентированности, направленной на реализацию функций государства;
5. экономической эффективности и социальной справедливости;
6. программно-целевой метод составления бюджетов — финансирование программ;
7. управление финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Вся экономика страны может быть разделена на пять секторов
1. Нефинансовые корпорации (производства товаров и оказания нефинансовых услуг):
2. Финансовые корпорации (представление финансовых услуг);
3. Сектор госуправления (выполнение государственных функций)
4. Некоммерческие организации (оказание услуг домохозяйствам);
5. Домашние хозяйства (население страны).
В практической деятельности отдельно выделяется также государственный сектор, обеспечивающий контроль над ролью государства в экономике. Он включает:
- сектор государственного управления (Центральное правительство региональные и местные органы управления);
|
|
- государственные корпорации (финансовые и нефинансовые).
На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд основополагающих факторов:
1. Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране, а следовательно, и структуру его бюджетной системы;
2. Особенности административно-территориального устройства государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных образований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край, область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;
3. Особый статус отдельных территориальных образований (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и расходам данных территорий.
Форма государственного устройства в нашей стране — федерация, т.е. система с несколькими уровнями фискальной ответственности Федерация как форма устройства государства предусматривает принятие ряда важных бюджетных решений:
- закрепление расходных полномочий между уровнями бюджетной системы страны — граждане станут получать государственные услуги соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут распределены продуманно;
- закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов, т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для реализации функций конкретного бюджета;
- наличие трансфертов между различными бюджетными уровнями, т.е. организация движения средств или трансфертов между бюджетами для сглаживания неравномерности территориального развития.
Сравнительная характеристика унитарного и федерального государства позволяет зафиксировать принципиальные различия между ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства. Основу финансовых средств органов власти территориально-административных единиц унитарного государства составляют отчисления от налогов и средства финансовой помощи центра. В условиях федерации, построенной на принципах разграничения полномочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня, собственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное перераспределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.
Особый статус территориальных образований означает:
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объеме и структуре полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов государства предусматриваются единые величины отчислений от федеральных налогов сборов и единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же время для муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено следующим:
- концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);
- специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда);
|
|
- специализацией градообразующих организаций муниципального образования на производственной, научно-технической и инновационной деятельности (статус промышленно-производственных особых экономических зон, технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ);
- специализацией организаций муниципального образования на туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рекреационной направленности); может создаваться на территории нескольких муниципальных образований.