Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.
Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.
Финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий, а именно – конкурентной, инновационной. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с выше названными стратегиями. Задачи реформирования отечественного бизнеса предполагают решение взаимосвязанных проблем формирования стратегии и внедрения нового качественного уровня управления финансами на базе достижения и реализации конкурентных преимуществ.
|
|
Необходимость идентификации финансовой стратегии в рамках общей компании обусловлена:
- диверсификацией деятельности крупных компаний в плане охвата ими различных рынков, в том числе финансовых;
- потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;
- наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценке – максимизации финансового эффекта;
- развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.
Стратегическая цель финансовой стратегии обеспечивается комплексом вспомогательных финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии.
Среди них:
- выявление приоритетных для компаний финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;
- анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;
|
|
- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте;
- разработка долгосрочной инвестиционной программы, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией компании;
- создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости компании и курсов выпущенных ею ценных бумаг;
- формирование и совершенствование внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного ценообразования;
- разработка с позиции стратегии программы эффективного централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;
- прогнозные расчеты финансовых индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.
Гипотетическая модель финансовой стратегии может включать следующие взаимосвязанные блоки (рисунок 1):
- цели и задачи;
- уровни реализации;
- внешние и внутренние факторы формирования;
- инструменты и методы реализации;
- результативность стратегии.
Рисунок 1 – Гипотетическая модель формирования финансовой стратегии
Компания добивается своих стратегических финансовых целей, когда финансовые отношения соответствуют ее внутренним финансовым возможностям, а также позволяют оставаться восприимчивой к внешним социально-экономическим требованиям. Рассматривая понятие и содержание финансовой стратегии, необходимо подчеркнуть, что ее формируют в основном те же условия макро- и микросреды, факторы, воздействующие на общую стратегию компании, и другие составляющие, о которых было сказано выше.
Важным блоком модели финансовой стратегии компании являются уровни ее реализации. Правомерно рассматривать два уровня: корпоративный и бизнес-уровень (уровень проектов).
Различия в реализации финансовой стратегии компании на этих уровнях определяются:
- разными стратегическими целями;
- масштабом деятельности и охвата рынка;
- выполняемыми функциями (при соответствующей степени централизации или децентрализации в рамках предприятия);
- факторами внешней среды (налоговое регулирование, антимонопольное законодательство и т.д.).
Модель финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.
Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компании позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.
Исследование методологии формирования финансовой стратегии и теоретических основ функционирования компании в условиях рынка предполагает учет интеграционных тенденций, значение которых все более возрастает. Интеграция в ее разных формах и проявлениях в настоящее время превратилась в мощный структурообразующий фактор рынка. Интеграция банковского и промышленного капитала рассматривается как фактор формирования стратегии российских компаний, направления их реформирования в рамках реструктуризации.
Объединение компаний на основе интеграции банковского и промышленного капитала – одно из ключевых направлений структурной перестройки экономики России, инструмент формирования финансовой стратегии отечественных компаний. В современных условиях правомерно идентифицировать понятие финансового капитала крупных корпораций, ФПГ, ТНК.
|
|
При выработке финансовой стратегии компании эффективно использование метода сценариев (приближенное к реальности описание тенденций, которые могут проявляться в финансово-экономической сфере деятельности компании).
Сценарии позволяют выявить основные факторы макро- и микросреды, которые необходимо учитывать при выработке эффективной финансовой стратегии крупной компании.
Моделирование финансовой стратегии предприятия осуществляется на основе реализации следующих принципов:
- последовательной реализации принятой стратегии устойчивого развития предприятия;
- базировании на современной теоретической модели;
- учете оргструктуры предприятия и предполагаемых в ней изменений;
- вариантности формировании стратегии.
Общая схема формирования финансовой стратегии включает следующие этапы:
- описание компании как открытой системы;
- выработку стратегических целей;
- разработку вариантов стратегии;
- определение критериев отбора вариантов;
- конкретизацию выбранного варианта финансовой стратегии;
- оформление финансовой стратегии, ее принятие и доведение до исполнителя;
- организацию контроля за реализацией стратегии.
Разработка модели финансовой стратегии компании должна быть органически встроена в работу по подготовке и реализации общей стратегии компании.
В системе разработки финансовой стратегии одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования «дрейфуют» в направлении использования его современной формы – бюджетирования.
Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников)
|
|