Этапы становления морального самосознания и критерии моральной воспитанности человека

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после

- с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:

- Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

- Образ самого себя;

- Отношение к себе и оценку себя родителями;

- Чужую самооценку (например, родительскую);

- Способы регуляции поведения;

- Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание - процесс динамический

Некоторыми педагогами используется шестибалльная шкала регистрации моральной воспитанности личности. В ней три положительные оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности (готовности) и три отрицательные оценки (-1, -2, -3) - степени моральной невоспитанности (запущенности). Качественным оценкам приписываются количественные эквиваленты по следующим критериям:

• готовность к положительным проявлениям: +1;

• устремленность к положительным действиям: +2

• устойчивость, активность при совершении положительных действий: +3;

• готовность к отрицательным проявлениям:-1;

• устремленность к отрицательным действиям: -2

• антиобщественное поведение: -3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: