Государство и право средневековой Японии (манифест Тайка 646 г., свод законов Тайхо-рицурё 718 г.)

Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневековог права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, которые действовал в общинах или в складывающихся сословных группах.

Первые записи правовых норм в Конституции Сетоку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права, хотя между ними четкие различия провести было очень трудно.

Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное.

Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений.

Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план.

Японский феодальный свод «Ста законов» (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения.

Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне.

Государственной идеологией было конфуцианство:

из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, детей - родителям было доведено до крайней меры.

В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. В раннесредневековом японском праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые, однако предусматривался особый статус найденной вещи.

В средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова. Для внутренней и внешней торговли был введен обширный перечень запретительных мер. Жесткому контролю государства подверглась торговля на рынках.

Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Не разрешались самовольные сделки, в том числе и договор займа рядовых членов двора.

В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.

В праве Японии были отражены порядки патриархальной семьи. Действовал своеобразный кастовый принцип. В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были не равны по своему социальному статусу.

Манифест Тайка - Данный исторических документ извлечен из древнего памятника «Нихонги» или «Нихонсёки» («Анналы» Японии), являвшейся первой официальной историей средневековой Японии, составленной в 720 г. Время составления «Нихонги» - эпоха перехода от древности к средневековью. Повествование начинается с глубокой древности - с «века богов», т. е. со времени, когда, согласно традиционным верованиям, действовали еще боги - предки японцев, - и заканчивается, уже вполне точно датируемыми годами правления императрицы (императорами называли японских правителей еще с древности) Дзито (687 - 696 гг.), т. е. для составителей этих «Анналов» - почти их современностью.

Составителями «Нихонги» были принц Тонэри и сановник двора Ясумаро, принадлежавшие к высшим кругам общества и получившие хорошее китайское образование, знавшие китайский язык и литературу, в том числе китайскую историографию, послужившую образцом для написания «Нихонги». Первая официальная история Японии была написана по-китайски, за исключением многочисленных песен, введенных в повествование: эти песни записаны иероглифами, но чисто фонетически, так что японский язык этих песен сохранен.

Ценность этого древнего памятника заключается в том, что составители располагали различными источниками, содержавшими сведения о Японии, в том числе китайскими и корейскими. Столкнувшись в своих источниках с различными версиями и остановившись на какой-то одной из них, составители тут же приводили данные из других источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: