В.С. Степин// // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. –Мн2004. С.403-404

1) Какие сложились оценки советского этапа русской философии:

Существует ряд примитивных суждений и мифов отно­сительно истории советской философии. Например, ут­верждается, что поскольку философия находилась под жестким идеоло­гическим контролем, она представляла собой догматический марксизм. Далее делается вывод, что ничего интересного и нового в рамках такой догматизированной и идеологизированной философии и не могло воз­никнуть. А посему весь советский период — некий провал, разрыв с ми­ровой философской мыслью. Но анализ реальной истории создает значительно более сложную кар­тину. Конечно, у нас было немало служителей идеологизированной фи­лософии, проповедников догматического марксизма. Нелишне вспом­нить, что марксизм в условиях советской жизни играл роль своеобраз­ной религии, к которой должны быть приобщены трудящиеся.

Но это не значит, что в нашей философии были только «священники марксистского прихода», ничего не признающие, кроме упрощенного и догматизированного диамата и истмата. Было и сопротивление этой тра­диции

2) Какие оригинальные идеи выдвигались советскими философами в 60-80-е годы XX в.?

Уже к середине 60-х годов в советской философии сформировалось движение, апеллирующее к аутентичному марксизму и прежде всего к его интерпретации гегелевской диалектики и по существу противостоя­щее догматической официальной версии марксизма. Э. В. Ильенков был одним из наиболее ярких представителей этого направления, противо­действующего философской догматике. В 60—70-х годах у нас началось интенсивное освоение результатов, полученных в мировой философии в ее немарксистских направлениях. Полемика с ними стимулировала появление многообразных концеп­ций, которые внешне представали как варианты марксизма, но часто отличались от классической версии. Достаточно вспомнить творчество М. К. Мамардашвили, где он развивал идеи феноменологии. Чрезвычайно плодотворным было развитие философии деятельнос­ти и ее приложение в различных областях философии, психологии и социологии. Здесь бесспорно важную роль сыграли работы Г. П. Щедро-вицкого и его школы, которые соединяли идеи Маркса и немецкой клас­сики с современными достижениями семиотики, теории систем, с раз­работками, полученными в лингвистической философии и философии структурализма. Когда Г. П. Щедровицкий отстаивал тезис о первично­сти субстанции деятельности как базисном философском принципе, то с точки зрения стандартного диамата это было явное отступление от материализма. В советской философии 70—80-х годов уже не было унифицирован­ной и догматической марксистской парадигмы, одной для всех. Было разнообразие идей, подходов, и были различные версии марксизма, которые использовали содержавшийся в нем эвристический потенци­ал.

3) Какие задачи стоят перед постсоветской философией:

Сегодня, в эпоху поиска новых путей цивилизационного развития и новых мировоззренческих ориентиров, изоляционизм в философии не имеет ни перспектив, ни оправданий. Сегодня время диалога культур, время интенсивного взаимодействия различных философских идей. Может быть, это и есть начало эпохи великого синтеза духовных тради­ций Востока и Запада, идеал которого отстаивал В. С. Соловьев и другие русские философы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: