Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.
2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса»,(1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.
Лекция 3. Ординалистская теория поведения.
План.
1.Выбор потребителя с ординалистской позиции:
- предпочтение и привлекательность;
- предпочтение и выбор;
- допущения в системе предпочтений потребителя.
2.Кривые безразличия, и их свойства:
- особенности анализа функции полезности с ординалистской позиции;
- кривые безразличия как специальный инструментарий экономического анализа;
- отдельные случаи конфигурации кривых безразличия;
- предельная норма замещения благ.
3.Бюджетная линия:
- бюджетные ограничения и возможности потребителя;
- понятия наклона бюджетной линии;
- влияние изменения дохода потребителя на расположение бюджетной линии и процесс потребления.
Оптимизм потребителя как модель рационального потребительского выбора.
5. Равновесие потребителя:
- экономическая, алгебраическая и графическая интерпретация;
- различные случаи достижения равновесия: углового и внутреннего.






