Потребительский выбор

Потребительский выбор - это выбор, мак­симизирующий функцию полезности рациональ­ного потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денеж­ный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полез­ность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд вы­водов.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стрем­ление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описан­ное в «Теории праздного класса»,(1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Лекция 3. Ординалистская теория поведения.

План.

1.Выбор потребителя с ординалистской позиции:

- предпочтение и привлекательность;

- предпочтение и выбор;

- допущения в системе предпочтений потребителя.

2.Кривые безразличия, и их свойства:

- особенности анализа функции полезности с ординалистской позиции;

- кривые безразличия как специальный инструментарий экономического анализа;

- отдельные случаи конфигурации кривых безразличия;

- предельная норма замещения благ.

3.Бюджетная линия:

- бюджетные ограничения и возможности потребителя;

- понятия наклона бюджетной линии;

- влияние изменения дохода потребителя на расположение бюджетной линии и процесс потребления.

Оптимизм потребителя как модель рационального потребительского выбора.

5. Равновесие потребителя:

- экономическая, алгебраическая и графическая интерпретация;

- различные случаи достижения равновесия: углового и внутреннего.




double arrow
Сейчас читают про: