Признаки чистой монополии

«Чистая монополия» – это крайний случай несовершенной конкуренции. Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Выпуск продукции монополистической фирмы необходимо поэтому сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию фирмы – монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар. Монополист – продавец вступает в рыночные отношения только с потребителями его продукции. Характер этих отношений следующий: при снижении цены монополистом объём закупок товаров увеличивается.

В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конку­ренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действи­тельности (в масштабах страны практически не встречается). Но если взять небольшой городок, поселок, где есть, например, всего один хлебо­завод, одна поликлиника, одна школа и т. д., то абсолютная монополия типична для любой страны. Даже в США с их либеральной экономикой, по некоторым данным, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Для чего необходим анализ чистой монополии, если она встречается редко? Так же как и в отношении совершенно конкурентной фирмы, нам надо знать, как может вести себя фирма в двух крайних случаях: при очень большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Реальные же рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конку­ренции, либо к чистой монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: