Порядок принятия, изменения и отмены конституций в зарубежных странах

Разработка конституции. Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок.

Существуют различные способы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специально образованным учредительным собранием или действующим парламентом. После военных переворотов проекты новых конституций разрабатываются или их основные положения формулируются обычно военными правительствам.

В некоторых государствах (Куба, Китай, Вьетнам) подготовка проекта начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии.

Принятие конституции. Конституции обычно принимаются специально избранным для этой цели учредительным собранием, или просто парламентом, либо путем референдума.

Иногда на референдум выносятся конституции уже принятые парламентами или учредительными собраниями; иногда, напротив, уже принятые референдумом утверждаются избранными на основе этих конституций парламентами.

В некоторых странах конституции были приняты фактически военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению. В отдельных странах социалистической ориентации первые конституции непосредственно принимались высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.

В ряде монархических государств конституции «даровались» монархом своему народу, либо метрополиями – народу. В Великобритании это делалось в форме «приказа в совете» (акт монарха в Тайном совете) – так было принято более 30 конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этих актов заменены).

Изменение конституции. Обычно поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предложение о внесении поправок требует соблюдения определенных условий: в ряде стран проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации и т. д.; обычно поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат.

После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации либо референдумом.

Определенные статьи конституции могут изменяться решением квалифицированного большинства, другие – простым большинством.

В новые конституции нередко включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (республиканскую форму правления, право на демократическую оппозицию и т. п.). В некоторых странах неизменными объявлены целые разделы конституции.

При военных переворотах часто используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее полностью или некоторые главы или статьи.

Отмена конституций может быть легитимной (т. е. в установленном порядке и уполномоченным на то органом) и нелегитимной (в нарушение установленного порядка, так происходит, например, во время революций).

Легитимная отмена осуществляется:

1) в том же порядке, что и принятие, т. е. путем принятия обычных законов (для гибких конституций) или в результате принятия в особом порядке новой конституции и, соответственно, отмены старой (для жестких конституций);

2) в предусмотренном самой конституцией особом порядке (например, путем полного пересмотра на основе особой процедуры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: