Задачи изучения дисциплины.
Изучив ЭОАТ студент должен:
- знать технологию работы железных дорог, организацию управления
перевозочным процессом;
- знать роль устройств AT в обеспечении безопасности движения, пропускной способности перегонов и станций, перерабатывающей способности сортировочных горок;
- уметь построить кривую скорости поезда на перегоне;
уметь расставить светофоры на перегоне и станции;
- уметь рассчитать пропускную способность перегонов и станций
перерабатывающую способность горки;
- уметь рассчитывать длины участков извещения к переездам;
- уметь выбрать наилучшую систему AT, для заданного участка, перегона,
станции, сортировочной горки, переезда и т.д.
Вопросы, изучаемые ЭОАТ, рассматриваются при любом проектировании устройств AT, т.к. внедрение их являются «одним из решающих направлений повышения эффективности и качества работы железнодорожного транспорта».
Целью дисциплины ЭОАТ является:
Изучение методов получения наибольшего технико-экономического эффекта от использования существующих и создаваемых систем ж.д. автоматики и телемеханики.
|
|
1.2. Классификация устройств железнодорожной автоматики и
телемеханики, их назначение.
В настоящее время проектируются или находятся в эксплуатации следующие устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Перегонные:
· полуавтоматическая блокировка;
· автоматическая блокировка;
· автоматическая локомотивная сигнализация;
· автоматическая переездная сигнализация;
· диспетчерский контроль.
Станционные:
· маршрутно-контрольные устройства;
· электрическая централизация стрелок и сигналов;
· диспетчерская централизация;
· горочные устройства:
- горочная автоматическая централизация;
- автоматическое регулирование скорости скатывания;
- автоматическое задание скорости роспуска;
- телеуправление горочным локомотивом;
- горочное оперативное программно - задающее устройство.
В чем эффективность устройств AT?
1. Увеличивается пропускная способность участков железных дорог:
- применение ЭЦ повышает пропускную способность станции на 50-70%
(1.5-2 раза) за счет уменьшения времени на приготовление маршрута.
- АБ на 2-х путном участке увеличивает пропускную способность в 2-2,5
раза за счет возможности двигаться двум и более поездам одновременно
по перегону в одном направлении,
- АБ с ДЦ на однопутных участках увеличивает пропускную способность
в 1,5 раза.
2. Обеспечивается безопасность движения поездов.
АБ – контролирует нахождение на перегоне не только поезда но и отдельного вагона, а так же контролирует излом рельса.
|
|
АЛС – совместно с системой контроля скорости и бдительности обеспечивает автоматическую остановку поезда при превышении скорости подъезда к красному или на проезд красного огня.
АПС – обеспечивает заблаговременное ограждение переезда при приближении поезда к переезду.
ЭЦ – проверяет правильность приготовления маршрутов движения на станции, контролирует свободность от подвижного состава пути и стрелки, входящих в маршрут; Не позволяет перевести стрелку в приготовленном маршруте и под составом;
Горочная автоблокировка обеспечивает несоударение следующих друг за другом отцепов, исключает перевод стрелки под отцепом.
3. Увеличивается производительность труда и его культура.
- ЭЦ сокращает штат эксплуатационных работников на 30-50 чел. На
каждые 100 стрелок;
- ДЦ сокращает штат эксплуатации приблизительно на 50-60 чел. На 100 км ж.д. участка.
При этом производительность труда увеличивается на 10%, а себестоимость перевозок снижается на 5-8%. Ряд приказов и распоряжений направлены на улучшение обслуживания устройств AT.
Приказ № 24Ц от 24 июня 1980г.
«О мерах по дальнейшему совершенствованию обслуживания и повышению надежности средств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах.»
«Каждый кто связан с движением поездов, должен постоянно помнить о большой личной ответственности перед государством за сохранность перевозимых грузов, пассажиров и неукоснительно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и должностные инструкции».
4. Тяговые плечи и диспетчерские круги давно не совпадают, поэтому
создаются дорожные диспетчерские центры управления перевозочным
процессом на базе ДЦ.
5. С целью концентрации управления движением в ж.д. узлах
разрабатываются системы управления из опорной станции несколькими
примыкающими.
6. Для повышения скорости роспуска составов до 10-12 км/ч,
разрабатываются новые замедлители, увеличивается количество
тормозных позиций в сортировочном парке, внедряется горочная АЛС,
устройства контроля заполнения путей, весомерные устройства и т.п.
В настоящее время эксплуатационная протяженность ж. дорог России 86774 км. Оборудовано АБ и ДЦ 71,3%, ПАБ - 25,6% общей длинны.
ЭЦ – 91,8% от количества стрелок входящих в маршруты приема и отправления.
АЛС – 70% от общей длинны.
На ж.д. России 107 сортировочных горок, 10 из них автоматизированы, остальные - механизированы.
Обслуживают устройства AT 278 дистанций.