Для обеспечения пропускной способности участок ж.д. делится на отрезки, на каждом из которых может находиться поезд.
Делится участок разделительными пунктами, которые подразделяются на:
не имеющие путевого развития;
имеющие путевое развитие.
К первым относятся блок-посты при полуавтоматической автоблокировке и проходные светофоры при АБ. Они разграничивают и ограждают поезда.
Ко вторым относятся разъезды, обгонные пункты станции.
Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутном участке.
Обгонные пункты служат для обгона поездов на двух путном участке.
Станции кроме обгона и скрещения поездов производят постоянные операции по погрузке, выгрузке, обслуживанию пассажиров, формированию и расформированию поездов, ремонту локомотивов и вагонов.
В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, грузовые.
Графики движения поездов.
Время хода по перегону, время отправления со станции, время прибытия и продолжительность стоянки, на станции определяется по графику движения поездов.
Графики движения поездов подразделяются на:
непараллельные (нормальные), на которых нанесено время движения поездов с различными скоростями.
параллельные, на которых нанесено время движения поездов с одинаковыми скоростями.
Пропускная способность перегонов определяется по параллельному графику.
Автоматическая и полуавтоматическая блокировка, благодаря делению на блок-участки (или межпостовые перегоны), позволяют использовать пакетные графики движения поездов, при которых по перегону может следовать одновременно несколько попутных поездов.
При проследовании поездов с разграничением не менее как одним раздельным пунктом с путевым развитием график на однопутных линиях называется непакетным, а на двухпутных - пакетным.
Отличительной особенностью пакетного графика является то, что второй поезд отправляется на перегон до освобождения первым (впереди идущим) поездом.
Движение пакетами ведет к значительному увеличению пропускной способности перегонов.