Государство может выступать как в роли инвестора, так и в роли одного или нескольких участников инвестиционной деятельности.
Государство оказывает воздействия как прямо - через государственный сектор экономики, так и косвенно - через свои институты: органы исполнительной власти, Национальный Банк, фонд госимущества, инновационный фонд и др. внебюджетные фонды, государственный антимонопольный комитет, органы госарбитража и прочие.
Прямое воздействие - финансирование отраслей, продукция которых имеет общенациональный характер и может быть произведена (по законодательству) только на государственных предприятиях (оборона, магистрали, терминалы и прочее). Пока остается еще социальная инфраструктура и аграрно-промышленный комплекс. Инвестиции могут осуществляться и на паритетных началах: консорциумы, акционерные общества.
Косвенное воздействие: государственное кредитование, государственные займы, приватизация, налоговое регулирование, амортизационная политика, государственный лизинг, лицензирование и кредитование, антимонопольные комитеты, стандартизация.
|
|
Защита национального инвестиционного рынка - протекционизм - высокие таможенные пошлины, налоги на иностранные инвестиции, запрет ввоза отдельных товаров.
Для поощрения инвестиций создаются: налоговые льготы и каникулы, свободные (оффшорные) зоны.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Национальный Банк, путем регулирования спроса и предложения на заемные средства (либо кредитная экспансия, либо кредитная рестрикция).
Кредитная экспансия - для стимулирования экономического развития с помощью «дешевых денег» - снижение учетной процентной ставки.
Кредитная рестрикция - сдерживание инвестиционной активности - удорожание кредитных ресурсов - вложения только в высокоэффективные проекты.
Также Национальный Банк проводит операции на фондовом рынке - продажа и покупка государственных ценных бумаг. В целях кредитной экспансии Национальный Банк покупает государственные ценные бумаги;
Кредитная рестрикция - продают, с целью ограничить расширение кредита коммерческих банков.
(1995г. - первые государственные облигации - на 1 год номиналом
100 млн.крб, 140 %, куплено государственных облигаций на 1.133 трл. крб)
Следующий метод - через регулирование нормы обязательных и минимальных резервов - в виде процента от суммы депозитов. При снижении обязательного процента коммерческие банки могут увеличить долгосрочные кредиты.
Существуют государственные долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных линий Национального Банка Украины
|
|
Большое воздействие на инвестиционный процесс может обеспечить Фонд государственного имущества Украины, который решает следующие задачи:
- защита имущественных прав Украины на ее территории и за границей;
- право распоряжения государственным имуществом государственных предприятий в процессе приватизации и создания совместных предприятий;
- осуществление полномочий по приватизации;
- осуществление полномочий арендодателя;
- содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции.
Фонд государственного имущества разработывает и контролирует программы приватизации, собственник нереализованной части акций Акционерного общества,
- продажа ликвидированных предприятий; выдача лицензий посредникам;
- разработка нормативных актов по вопросам управления государственным имуществом, его инвентаризация, аудиторские проверки.
Внебюджетные целевые денежные Фонды, через которые государство формирует дополнительные источники финансирования инвестиций: Государственный инвестиционный Фонд, Фонд содействия занятости, Пенсионный Фонд, Фонд Чернобыля.
Государственный Инновационный Фонд - финансирование и материальная поддержка развития и использования достижений науки.
Средство Государственного Инновационного Фонда - финансирование отраслевых и межотраслевых НИОКР по освоению новых технологий и продукции. Формируется - 1 % от фактического объема реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акциза) за предыдущий месяц. Относится на себестоимость текущего месяца. В торговле - из размера валового дохода. Собранные средства распределяются:
70 % - отраслевые специальные фонды внебюджетных средств;
30 % - областные отделения фонда.