Методы определения показателей качества

Качество изделия определяется большим числом факторов: качеством применяемого сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных и комплектующих изделий, совершенством конструкции и методов проектирования и расчета, степенью унификации, агрегатирования и стандартизации, уровнем технологии и средств производства, контроля и испытания, уровнем взаимозаменяемости. Чтобы качество продуктов было высоким, необходима оптимизация указанных факторов как на этапе проектирования, так и на этапе производства и эксплуатации. Выполнить перечисленные требования непросто, так как при изготовлении сложных изделий используется несколько тысяч изделий и материалов, тысячи видов инструментов, оборудования, средств контроля, изготовляемых различными заводами. Задачи повышения качества изделий могут быть решены с помощью комплексной стандартизации.

Комплексная стандартизация — стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и на его составляющие элементы и материальные и нематериальные факторы, влияющие на объект, в целях решения конкретной проблемы.

Суть комплексной стандартизации состоит в:

систематизации;

оптимизации;

увязке всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества продукции к требуемым срокам.

Средства организации работ по комплексной стандартизации — это разработка программ комплексной стандартизации, позволяющих взаимно увязать стандарты и технические условия, координировать действия большого числа предприятий-исполнителей. Комплексная стандартизация позволяет решать следующие задачи:

• определять состав мероприятий, необходимых для повышения научно-технического уровня стандартов и выполнения программы комплексной стандартизации;

• обеспечивать соответствие стандартов требованиям производства, внутренним и внешним рынкам;

• выполнять рекомендации международных органов по стандартизации;

• увязывать основные показатели требований, правил, методов, включаемых в стандарты и технические условия.

Еще один метод, позволяющий повышать уровень качества, - опережающая стандартизация. В так называемых ступенчатых стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики рабочего процесса в виде ступеней качества; задаются дифференцированные строки введения по ступеням, при этом устанавливаются такие параметры и значения показателей качества, которые были бы оптимальными в планируемом интервале времени. Опережение может относиться как к целому изделию, так и к наиболее важным по параметрам показателям качества, а также методам и средствам производства, контроля и испытания.

Конечной целью комплексной и опережающей стандартизации является поддержание оптимального уровня качества приборов путем одновременного проведения работ по установлению и стандартизации взаимоувязанных ступенчатых требований к качеству материалов, деталей, узлов, кооперированных изделий, а также элементов процесса проектирования производства и эксплуатации, исходя из требований к его качеству.

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ

И ДОКУМЕНТАХ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Международное информационное обеспечение

работ в области стандартизации

Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная организация по стандартизации (ИСО) в лице комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). ИНФКО подотчетен Генеральной Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи, а Комитет регулярно отчитывается перед ней о проделанной работе.

Членами ИНФКО могут быть любые комитеты – члены ИСО, если они проявляют интерес к его работе. Членство разделяется на три категории: действительный член, наблюдатель, член-корреспондент.

В состав ИНФКО входят Управляющий совет и три группы: по информации, по системам и по маркетингу.

Информационная система ИСО – ИСОНЕТ входит в состав группы по информации ИНФКО. Приоритетные цели ИСОНЕТ – обеспечение обменом информацией о международных и национальных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого информационного языка.

В информационном обеспечении большую роль играет Международный классификатор по стандартизации (МКС), служащий методической основой для подготовки национальных указателей стандартов. Ряд стран уже ввели МКС в свои информационные системы, в других намечен переход на МКС.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке также должны быть доступны заинтересованным лицам.

Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации.

Исходя из важного значения для функционирования и развития экономики страны национальных стандартов и общероссийских классификаторов закон «О техническом регулировании» предусматривает их официальное опубликование в порядке, определяемом Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических

регламентов и стандартов

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Для осуществления регистрации стандартов и сводов правил, указанных выше, в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов заинтересованное лицо представляет в национальный орган по стандартизации заявление о регистрации соответствующего стандарта или свода правил с приложением копии такого документа и его надлежащим образом заверенного перевода на русский язык.

Вместе с документами, необходимыми для регистрации стандарта или свода правил, в национальный орган по стандартизации также могут быть представлены заключения общероссийских общественных организаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В этих заключениях могут содержаться рекомендации о применении международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого технического регламента или для проведения исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В течение пяти дней со дня получения заявления о регистрации стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации направляет представленный на регистрацию стандарт или свод правил вместе с его надлежащим образом заверенным переводом на русский язык в соответствующий технический комитет (технические комитеты) по стандартизации для заключения. В случае если в заявлении о регистрации стандарта или свода правил предлагается включить такой стандарт или свод правил в соответствующий перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, технический комитет (технические комитеты) по стандартизации дает заключение о возможности применения стандарта или свода правил для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого технического регламента или для проведения исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В течение тридцати дней со дня получения указанных документов от национального органа по стандартизации технический комитет (технические комитеты) по стандартизации рассматривает их и направляет в национальный орган по стандартизации заключение.

В течение пятнадцати дней со дня получения заключения технического комитета (технических комитетов) по стандартизации, но не позднее чем через сорок пять дней со дня поступления заявления о регистрации стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации принимает решение о регистрации представленного стандарта или свода правил либо мотивированно отказывает в регистрации с указанием причин отказа.

В течение десяти дней со дня регистрации стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации принимает решение о включении такого стандарта или свода правил в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, а также направляет в Правительство Российской Федерации или в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию предложение о включении такого стандарта или свода правил в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Основанием для отказа в регистрации стандарта или свода правил является:

несоблюдение требований, связанных с предоставлением и переводом документа;

мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации об отклонении стандарта или свода правил.

Основанием для отказа во включении зарегистрированного стандарта или свода правил в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации о невозможности его применения для целей оценки соответствия.

В течение пяти дней со дня принятия решения по представленному на регистрацию стандарту или своду правил национальный орган по стандартизации направляет заинтересованному лицу копию решения вместе с заключением технического комитета (технических комитетов) по стандартизации.

Отказ национального органа по стандартизации в регистрации и (или) во включении стандарта или свода правил в перечень документов в области стандартизации, может быть обжалован в судебном порядке.

В случаях если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами международного права предусматриваются оплата доступа к информации и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, национальный орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.

Национальный орган по стандартизации безвозмездно предоставляет документы в области стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.

ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Порядок финансирования за счет средств

федерального бюджета расходов в области

технического регулирования

За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы в области технического регулирования:

· Проведение на федеральном уровне государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

· создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

· реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, предусмотренных соответственно пунктом 12 статьи 7 и пунктом 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и проектов национальных стандартов;

· разработку правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

· разработку сводов правил;

· разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технических регламентов;

· разработку указанных в статье 5 настоящего Федерального закона нормативных документов федеральных органов исполнительной власти;

· регистрацию систем добровольной сертификации и ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

· разработку и ведение общероссийских классификаторов;

· ведение единого реестра сертификатов соответствия и единого реестра деклараций о соответствии;

· осуществление учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;

· уплату взносов в международные организации по стандартизации.

Порядок финансирования расходов, указанных здесь, определяется Правительством Российской Федерации.

Источниками денежных поступлений для реализации данного законодательного положения являются: реализация изданных (переизданных) технических регламентов, государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, каталогов сертифицированных продукций и услуг, часть сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: